Приоритетные направления развития системы образования прежде всего связаны с ее модернизацией. В основу управления образованием закладываются принципы проектной деятельности:
- открытость образования к внешним запросам;
- применение проектных методов;
- конкурсное выявление и поддержка лидеров (учителей, образовательных учреждений, молодежи), успешно реализующих новые подходы на практике;
- внедрение организационно-экономических механизмов, обеспечивающих адресность ресурсной поддержки;
- комплексный характер принимаемых решений.
Внедрению новых управленческих механизмов способствовал приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО). В формате приоритетного национального проекта "Образование" определены и реализуются основные направления комплексного проекта модернизации образования в регионе:
- введение стимулирующей системы оплаты труда работников общего образования;
- переход общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование;
- развитие сети общеобразовательных учреждений региона для обеспечения условий получения качественного общего образования независимо от места жительства;
абзац исключен. - Постановление Правительства Вологодской области от 22.12.2011 N 1653;
- расширение общественного участия в управлении образованием.
Внедрение проектных и программно-целевых методов расходования бюджетных средств позволило решать не только задачи образования, но и участвовать в решении межотраслевых задач.
В 2008 году принята долгосрочная целевая программа "Развитие системы образования Вологодской области на 2009 - 2010 годы", которая ориентирована на продолжение проведения мероприятий в системе образования, начатых в рамках предыдущей программы, основных направлений ПНПО.
Реализуются мероприятия по повышению квалификации управленческих кадров. Для подготовки педагогов к работе по новым федеральным государственным образовательным стандартам и с новым оборудованием в области развивается система повышения квалификации педагогических работников и руководителей учреждений. Созданы новые учреждения - региональный центр дистанционного образования в структуре ГОУ ВПО "Вологодский государственный технический университет" (РЦДО), 22 ресурсных центра в муниципальных образованиях области, центры повышения квалификации в городах Вологде и Череповце, совершенствуется деятельность ГОУ ДПО "Вологодский институт развития образования".
Организуется подготовка руководителей учреждений к управлению современной школой по специальности "Менеджмент в образовании". Методическая работа строится с учетом изменений в содержании образования. Развивается система психолого-медико-социального сопровождения обучающихся и воспитанников.
В настоящее время функционирует бюджетное учреждение системы образования Вологодской области "Центр информатизации и оценки качества образования". Учреждение осуществляет организационное и информационно-технологическое, в том числе инструктивно-методическое обеспечение организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы и обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, в форме единого государственного экзамена.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 22.12.2011 N 1653)
Совершенствуются механизмы управления образованием, формы участия общественности в решении вопросов образования. В регионе созданы и функционируют общественные институты управления областного, муниципального уровня и уровня учреждения. Государственно-общественные органы управления образованием созданы в 15 муниципальных образованиях - в каждом втором общеобразовательном учреждении, в каждом третьем учреждении начального и среднего профессионального образования. Получили дальнейшее развитие и традиционные формы управления - педагогические советы, методические советы, органы ученического самоуправления.
В Вологодской области созданы условия для качественной реализации федеральных государственных образовательных стандартов, введения новых форм и технологий обучения, усиления инновационного потенциала системы образования.
Дополнительно к направлениям ПНПО, которые проводятся на федеральном уровне, в регионе реализуются такие направления, как поддержка лучших образовательных учреждений и лучших педагогических работников государственных образовательных учреждений области и муниципальных образовательных учреждений.
Благодаря принципу софинансирования при реализации ПНПО обеспечена интеграция федеральных и региональных конкурсов, что привело к притоку финансовых средств в систему образования. Если в 2007 году средства федерального бюджета на реализацию ПНПО составили 146 млн. рублей, областного бюджета - 141.2 млн. рублей, то в 2008 году - 184.4 и 192.6 млн. рублей соответственно.
В рамках реализации ПНПО и региональных конкурсов поддержки лидеров образования получили финансовую поддержку 120 образовательных учреждений, денежные поощрения - 388 педагогических работников, премии - 740 обучающихся - победителей олимпиад, конкурсов, соревнований. В учреждения поставлено учебное и лабораторное оборудование для более 500 учебных кабинетов.
За три года реализации проектов по информатизации образования только в школы поставлено более 6500 компьютеров. Завершено подключение всех общеобразовательных школ к сети Интернет. Все это способствует широкому использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
Усилению роли воспитания в системе образования, мотивации педагогических работников к воспитательной деятельности способствовало введение денежных вознаграждений за классное руководство.
В рамках становления РСОКО накоплен опыт оценки учебных достижений обучающихся в ходе реализации с 1993 по 1998 годы международного проекта "Стандарты оценки учебных достижений учащихся", с 2004 года - эксперимента по введению ЕГЭ. В настоящее время ЕГЭ как процедура независимой оценки учебных достижений проводится по 12 предметам.
Участие региона в ЕГЭ стало стимулом для расширения системы использования независимой оценки в других процедурах контроля - аккредитации образовательных учреждений, итоговой аттестации выпускников основной школы, аттестации педагогических и руководящих работников.
Информационное сопровождение ЕГЭ обеспечило переход к информационно-коммуникационным технологиям в оценке соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, что создает предпосылки для открытости и доступности оценочного материала.