Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 25.05.2015)


1.2.1. Анализ состояния и ресурсных возможностей системы дошкольного образования


Система дошкольного образования являет собой многофункциональную сеть учреждений, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг в зависимости от потребностей населения.

В области функционирует 575 детских садов, из них:

- 359 детских садов общеразвивающего вида;

- 20 центров развития ребенка "детский сад";

- 167 детских садов с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;

- 19 детских садов компенсирующего вида;

- 60 детских садов комбинированного вида.

Кроме того, открыты 54 учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "начальная школа - детский сад" и при 91 общеобразовательной школе - 114 структурных подразделений "дошкольная группа".

Из 341 дошкольного образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, 273 - малокомплектные детские сады, в которых функционирует от 1 до 3 групп.

Средняя наполняемость детей в группах:

- городская местность - 19.5 детей;

- сельская местность - 15.7 детей.

Процесс передачи дошкольных образовательных учреждений в муниципальную собственность в основном завершен. В настоящее время функционирует 5 ведомственных детских садов.

Растет число воспитанников, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в 2008 году их количество составило 60.1 тыс. детей (в 2006 году - 57.6 тыс., 2007 году - 59.3 тыс.). Количественный показатель доступности дошкольного образования в области составляет 80.6% от общего количества детей дошкольного возраста (в среднем по Российской Федерации - 62.1%, по Северо-Западному федеральному округу - 73%), из них в возрасте 5 - 7 лет - 92%.

Несмотря на это, потребность в дошкольных образовательных учреждениях в течение последних лет не уменьшается, а возрастает. Численность детей в возрасте от 1 до 7 лет, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, на 1 января 2008 года составила 11.9 тыс. человек (на 1 января 2007 года - 7.5 тыс. человек), в течение 2007 года увеличилась на 57%.

По обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях (96 детей на 100 мест, причем в городах - 106 детей на 100 мест, в сельской местности - 75 детей на 100 мест) область находится на 18 месте среди регионов России. Неравномерность размещения детских садов является причиной неполного охвата детей дошкольным образованием. Например, численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения г. Череповца, составляет 3500 человек, г. Вологды - 4265 человек, г. Великого Устюга - 558 человек.

Таким образом, наблюдается определенный дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях; в городах и в районных центрах мест в детских садах недостаточно, в сельской местности - избыток.

Контингент детей в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, ежегодно увеличивается. Этому способствует проведение органами местного самоуправления мероприятий по открытию дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях, возвращение в систему дошкольного образования типовых зданий бывших детских садов, а также реконструкция и строительство дошкольных образовательных учреждений.

В связи с возросшей потребностью в дошкольных образовательных учреждениях, прежде всего в городах и районных центрах, осуществляется реализация среднесрочных планов мероприятий по развитию сети дошкольных образовательных учреждений, что в перспективе позволит создать для дошкольников не менее 8.5 тысячи мест в образовательных учреждениях, увеличить уже к 2013 году охват детей дошкольным образованием до 86%.

Получили дальнейшее развитие новые формы дошкольного образования: компенсирующие и оздоровительные группы, группы круглосуточного пребывания детей, адаптационные группы и группы развития. Имеется перспективный опыт новой организационной формы развития детей дошкольного возраста, и раннего возраста в частности, - центров игровой поддержки развития ребенка (центры игровой поддержки ребенка-дошкольника в городах Вологде, Грязовце, Соколе, Никольске, п. Шексна, Вологодском районе).

Для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья функционирует 318 групп компенсирующей направленности разной профильной специализации в составе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего (19) и комбинированного (60) вида, в которых воспитываются и получают коррекционную помощь 4008 детей. В 109 логопедических пунктах 3 тыс. детей, имеющих проблемы в развитии речи, получают коррекционную помощь. В области организованы группы для детей с целиакией.

Увеличивается число воспитанников дошкольных учреждений, занимающихся по комплексным образовательным программам "Радуга", "Детство", "Истоки", "Развитие" и другим (в 2006 - 2007 учебном году - 54%, в 2007 - 2008 учебном году - 63%), более 60% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, занимаются в кружках и секциях.

В Вологодской области два муниципальных района и городские округа включены в экспериментальную деятельность по апробации вариативных моделей образования детей старшего дошкольного возраста - "предшкольного образования". В ее рамках осуществляется апробация программ, учебно-методического и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса. 92% детей в возрасте 5 - 7 лет охвачены различными формами "предшкольного образования". Количественный показатель удовлетворения потребностей в услугах дошкольного образования для детей в возрасте 5 - 7 лет в Вологодской области составляет около 98%.

Растет число детей дошкольного возраста, проявляющих готовность к обучению в школе (в 2006 - 2007 учебном году - 92%, в 2007 - 2008 - 92.4%).

Вместе с тем требуют решения вопросы создания новых форм дошкольного образования с учетом потребностей населения, повышения профессионального уровня воспитателей и педагогов, разработки новых подходов взаимодействия с родительской общественностью.

Одной из актуальных проблем остается материально-техническое и кадровое обеспечение. По данным на ноябрь 2008 года в аварийном состоянии находятся 13 зданий 10 дошкольных образовательных учреждений (1.7%), 144 здания дошкольных образовательных учреждений находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют безотлагательного капитального ремонта, 38 зданий детских садов имеют визуальные деформации. Отмечается нехватка квалифицированных кадров воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов прежде всего в сельской местности. В сельских дошкольных образовательных учреждениях только 22.6% педагогических работников имеют высшее профессиональное образование. Невысок удельный вес педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию (20%).