На основе проведенного анализа проблем и перспектив определены возможные сценарии развития образования на долгосрочную перспективу. В качестве наиболее вероятных можно определить три сценария развития отрасли на долгосрочную перспективу: инерционный (или вариант развития - "как есть"), инновационный и проектно-консервативный.
Вариант 1 "Инерционный"
Данный вариант основан на достигнутых результатах социально-экономического развития области в совокупности с протекающими демографическими процессами в обществе. Его основой является избежание резких перемен, обеспечение минимально необходимых потребностей региональной системы образования. Масштабы инновационной деятельности ограничены.
Реализация инерционного сценария неизбежно приведет к снижению доступности и качества образовательных услуг, усилению деградации материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию.
| |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
- Наличие сети образовательных учреждений, предоставляющих широкий спектр услуг образования в зависимости от потребностей населения. - Сохранение "резерва мощностей" системы НПО и СПО на случай ожидаемого в дальнейшем демографического роста.
- Широкий спектр реализуемых специальностей в системе высшего профессионального образования. Высокий уровень доступности высшего профессионального образования и возможностей его получения на территории области | - Усугубление проблемы доступности дошкольного образования. - Снижение качества образования и, как следствие, более низкое качество человеческих ресурсов. - Затратность и неэффективность образовательных учреждений с точки зрения управления, расходов на содержание учебно-материальной базы. - Физическое и моральное старение материально-технической базы образовательных учреждений. - Нехватка квалифицированных кадров, способных обеспечивать современное содержание образовательного процесса. - Ограниченный спектр специальностей, реализуемых в НОУ и филиалах НОУ и ГОУ (выбор специальностей по принципу наименьшей затратности). - Слабые связи между образовательными учреждениями различных уровней, стихийно выстроенные цепочки непрерывного образования. - Слабое развитие научной деятельности |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
- Расширение вариативности и многообразия услуг образования за счет внутренних резервов системы в качестве педагогических инициатив, экспериментальной деятельности. - Реализации проекта "Цифровая школа XXI века". - Развитие сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями в предпрофильной подготовке и профильном обучении. - Обновление учебно-материальной базы, возможность повышения квалификации в учреждениях, выигравших гранты в рамках ПНПО | - Невозможность прогнозирования развития системы образования. - Невостребованность учреждений НПО и СПО при современной модели их функционирования в условиях складывающейся демографической ситуации (малочисленность контингента). - В условиях спада рождаемости чрезмерная доступность высшего образования усугубляет дефицит квалифицированных рабочих кадров, отвлекает потенциальных абитуриентов от системы СПО, НПО. - В условиях перехода на многоуровневое образование велика вероятность "отмирания" системы СПО |
Вариант 2 "Инновационный"
Данный вариант предполагает развитие инноваций по всем направлениям: управлению и планированию, нормативному финансированию, реструктуризации образовательных учреждений, развитию государственно-частного партнерства. Реализуются инновационные программы, решающие кадровые и исследовательские задачи инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности. Все инновации ориентированы на опережающее развитие и структурные изменения в региональной системе образования. Вариант предполагает усиление инвестиционной составляющей. Горизонтальное объединение разнопрофильных учреждений высшего профессионального образования (или "быстрая глобализация").
Привлекательный вариант развития образования. Вместе с тем, развитие данного варианта возможно в условиях устойчивого экономического роста.
| |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
- Видовое разнообразие образовательных учреждений, вариативность программ и услуг образования. - Наличие сети базовых общеобразовательных школ - центров модернизации образования, предоставляющих качественные образовательные услуги. - Становление системы привлечения работодателей к созданию федерального государственного образовательного стандарта и аккредитации образовательных программ. - Введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности. - Консолидация кадровых ресурсов | - Неравномерность в обеспечении доступности качественного образования для различных территорий и групп населения. - Нехватка квалифицированных кадров, способных обеспечивать современное содержание образовательного процесса. - Недостаточный инновационный уровень руководящих и инженерно-педагогических работников, стереотипы мышления |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
- Обновление технологий дошкольного образования, технологий развития базовых способностей, интеллектуального и физического развития дошкольников. - Расширение реализации проекта "Цифровая школа XXI века". - Развитие форм финансирования образовательных учреждений, использование государственных финансовых средств и средств внебюджетных источников на цели развития учреждений НПО и СПО. - Реализация инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности. - Развитие системы привлечения работодателей к созданию федерального государственного образовательного стандарта и аккредитации образовательных программ. - Создание инфраструктуры, обеспечивающей связь образовательных учреждений и рынка труда. - Расширение внебюджетной деятельности учреждений | - Несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам инновационного развития. - Резкое сокращение работников сферы образования в связи с оптимизацией штатных расписаний образовательных учреждений |
Вариант 3 "Проектно-консервативный"
Основным (целевым) сценарием, наиболее приемлемым для области, определен сценарий проектно-консервативный. Данный вариант основан на осознании потребности развития и необходимости концентрации необходимых ресурсов для достижения стратегических целей.
В его реализации сильными сторонами являются возможности привлечения административного ресурса, дополнительного бюджетного финансирования уже на начальном этапе его осуществления. Именно этот путь предпочтителен для перехода системы образования от режима функционирования в режим устойчивого развития.
Вологодская область имеет устойчивую сеть учреждений общего и профессионального образования. При этом для обеспечения опережающего развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы предполагается продолжить реализацию основных направлений модернизации образования.
Вариант предусматривает деятельность по оптимизации профессионального образования посредством концентрации ресурсов в ряде учреждений НПО, СПО, так называемых "точках роста", в соответствии с "коридорами развития", что позволит обеспечить высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами основные отрасли экономики и социальную сферу области.
В системе высшего профессионального образования предполагается реализация варианта вертикальных отраслевых объединений ("отраслевых образовательных кластеров") с возможным последующим объединением в крупный разноуровневый образовательный кластер (университеты, учреждения среднего и начального профессионального образования, лицеи, научные организации и в случае необходимости производственные предприятия).
| |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
- Наличие регионального опыта по разработке и реализации инновационных образовательных проектов, внедряющих и апробирующих обновленное содержание дошкольного образования и современные образовательные технологии. - Наличие регионального опыта по внедрению моделей образовательных учреждений, реализующих вариативные образовательные программы, предоставляющих равные стартовые возможности для образования детей дошкольного возраста. - Реализация программ оптимизации муниципальных образовательных систем. - Осуществление ресурсной поддержки процессов оптимизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе по строительству, реконструкции и капитальному ремонту аварийных (ветхих) зданий школ, по обеспечению подвоза обучающихся, оснащению школ цифровой техникой и др. - Поддержка развития сети базовых школ и системы школьных округов. - Перевод всех учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая определение нормативов финансирования по всем направлениям подготовки). - Наличие широкого перечня профессий и специальностей, востребованных на региональном рынке труда. - Обеспечение целевой подготовки кадров для организаций. - Наличие действующих вертикальных цепочек непрерывного образования по отраслям с сохранением практикоориентированности СПО и фундаментальности подготовки вузов. - Наличие базы для подготовки кадров для служб содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи и служб сопровождения замещающих семей | - Отсутствие в значительной части учреждений образования условий (кадровых, материальных, финансовых), отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса. - Нехватка высококвалифицированных управленческих и педагогических кадров, особенно в сельских территориях. - Отсутствие нормативно-правового обеспечения, способствующего сотрудничеству социальных партнеров и образовательных учреждений |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
- Реализация планов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий детских садов. - Разработка, реализация и поддержка образовательных проектов по приоритетным направлениям развития общего образования, в том числе по обновлению содержания, структуры общего образования, по внедрению современных педагогических технологий и др. - Построение оптимальной сети учреждений (в том числе учреждений НПО и СПО с точки зрения профилей и объемов подготовки кадров с учетом потребности экономики области). - Эффективное управление имеющимися ресурсами (основные фонды, кадровый потенциал, финансовые средства, наполняемость). - Развитие внебюджетной деятельности учреждений. - Создание развитой инфраструктуры учреждений НПО и СПО. - Создание оптимальных моделей управления образованием. Развитие форм государственно-общественного управления. - Определение региональной модели государственно-частного партнерства. - Максимальная ориентация на потребности социально-экономического комплекса области. - Преемственность программ, сохранение сети СПО и НПО в объединениях на ассоциативной основе (в случае необходимости объединение по концессионным соглашениям). - Сохранение научных школ вузов и вовлечение в научно-методическую работу преподавательских и студенческих коллективов СПО | - Увеличение в связи с негативными демографическими тенденциями числа малокомплектных общеобразовательных учреждений, не подлежащих оптимизации. - Трудности выстраивания инфраструктуры (маркетинговые, научно-методические информационные службы и др.) в малочисленных учреждениях НПО и СПО. - Территориальная разобщенность сети "отраслевых образовательных кластеров". - Естественное "вымывание" ряда действующих филиалов и представительств вузов, расположенных на территории области, т.е. сокращение спектра учреждений для получения высшего образования |