Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 25.05.2015)

Раздел 3. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


На основе проведенного анализа проблем и перспектив определены возможные сценарии развития образования на долгосрочную перспективу. В качестве наиболее вероятных можно определить три сценария развития отрасли на долгосрочную перспективу: инерционный (или вариант развития - "как есть"), инновационный и проектно-консервативный.

Вариант 1 "Инерционный"

Данный вариант основан на достигнутых результатах социально-экономического развития области в совокупности с протекающими демографическими процессами в обществе. Его основой является избежание резких перемен, обеспечение минимально необходимых потребностей региональной системы образования. Масштабы инновационной деятельности ограничены.

Реализация инерционного сценария неизбежно приведет к снижению доступности и качества образовательных услуг, усилению деградации материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию.

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

- Наличие сети образовательных учреждений, предоставляющих широкий спектр услуг образования в зависимости от потребностей населения.

- Сохранение "резерва мощностей" системы НПО и СПО на случай ожидаемого в дальнейшем демографического роста.

- Широкий спектр реализуемых специальностей в системе высшего профессионального образования.
Высокий уровень доступности высшего профессионального образования и возможностей его получения на территории области

- Усугубление проблемы доступности дошкольного образования.
- Снижение качества образования и, как следствие, более низкое качество человеческих ресурсов.
- Затратность и неэффективность образовательных учреждений с точки зрения управления, расходов на содержание учебно-материальной базы.
- Физическое и моральное старение материально-технической базы образовательных учреждений.
- Нехватка квалифицированных кадров, способных обеспечивать современное содержание образовательного процесса.
- Ограниченный спектр специальностей, реализуемых в НОУ и филиалах НОУ и ГОУ (выбор специальностей по принципу наименьшей затратности).
- Слабые связи между образовательными учреждениями различных уровней, стихийно выстроенные цепочки непрерывного образования.
- Слабое развитие научной деятельности

Возможности (O)

Угрозы (T)

- Расширение вариативности и многообразия услуг образования за счет внутренних резервов системы в качестве педагогических инициатив, экспериментальной деятельности. - Реализации проекта "Цифровая школа XXI века".
- Развитие сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями в предпрофильной подготовке и профильном обучении. - Обновление учебно-материальной базы, возможность повышения квалификации в учреждениях, выигравших гранты в рамках ПНПО

- Невозможность прогнозирования развития системы образования.
- Невостребованность учреждений НПО и СПО при современной модели их функционирования в условиях складывающейся демографической ситуации (малочисленность контингента).
- В условиях спада рождаемости чрезмерная доступность высшего образования усугубляет дефицит квалифицированных рабочих кадров, отвлекает потенциальных абитуриентов от системы СПО, НПО.
- В условиях перехода на многоуровневое образование велика вероятность "отмирания" системы СПО


Вариант 2 "Инновационный"

Данный вариант предполагает развитие инноваций по всем направлениям: управлению и планированию, нормативному финансированию, реструктуризации образовательных учреждений, развитию государственно-частного партнерства. Реализуются инновационные программы, решающие кадровые и исследовательские задачи инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности. Все инновации ориентированы на опережающее развитие и структурные изменения в региональной системе образования. Вариант предполагает усиление инвестиционной составляющей. Горизонтальное объединение разнопрофильных учреждений высшего профессионального образования (или "быстрая глобализация").

Привлекательный вариант развития образования. Вместе с тем, развитие данного варианта возможно в условиях устойчивого экономического роста.

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

- Видовое разнообразие образовательных учреждений, вариативность программ и услуг образования.
- Наличие сети базовых общеобразовательных школ - центров модернизации образования, предоставляющих качественные образовательные услуги.
- Становление системы привлечения работодателей к созданию федерального государственного образовательного стандарта и аккредитации образовательных программ.
- Введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности.
- Консолидация кадровых ресурсов

- Неравномерность в обеспечении доступности качественного образования для различных территорий и групп населения.
- Нехватка квалифицированных кадров, способных обеспечивать современное содержание образовательного процесса.
- Недостаточный инновационный уровень руководящих и инженерно-педагогических работников, стереотипы мышления

Возможности (O)

Угрозы (T)

- Обновление технологий дошкольного образования, технологий развития базовых способностей, интеллектуального и физического развития дошкольников.
- Расширение реализации проекта "Цифровая школа XXI века".
- Развитие форм финансирования образовательных учреждений, использование государственных финансовых средств и средств внебюджетных источников на цели развития учреждений НПО и СПО.
- Реализация инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности.
- Развитие системы привлечения работодателей к созданию федерального государственного образовательного стандарта и аккредитации образовательных программ.
- Создание инфраструктуры, обеспечивающей связь образовательных учреждений и рынка труда.
- Расширение внебюджетной деятельности учреждений

- Несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам инновационного развития.
- Резкое сокращение работников сферы образования в связи с оптимизацией штатных расписаний образовательных учреждений


Вариант 3 "Проектно-консервативный"

Основным (целевым) сценарием, наиболее приемлемым для области, определен сценарий проектно-консервативный. Данный вариант основан на осознании потребности развития и необходимости концентрации необходимых ресурсов для достижения стратегических целей.

В его реализации сильными сторонами являются возможности привлечения административного ресурса, дополнительного бюджетного финансирования уже на начальном этапе его осуществления. Именно этот путь предпочтителен для перехода системы образования от режима функционирования в режим устойчивого развития.

Вологодская область имеет устойчивую сеть учреждений общего и профессионального образования. При этом для обеспечения опережающего развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы предполагается продолжить реализацию основных направлений модернизации образования.

Вариант предусматривает деятельность по оптимизации профессионального образования посредством концентрации ресурсов в ряде учреждений НПО, СПО, так называемых "точках роста", в соответствии с "коридорами развития", что позволит обеспечить высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами основные отрасли экономики и социальную сферу области.

В системе высшего профессионального образования предполагается реализация варианта вертикальных отраслевых объединений ("отраслевых образовательных кластеров") с возможным последующим объединением в крупный разноуровневый образовательный кластер (университеты, учреждения среднего и начального профессионального образования, лицеи, научные организации и в случае необходимости производственные предприятия).

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

- Наличие регионального опыта по разработке и реализации инновационных образовательных проектов, внедряющих и апробирующих обновленное содержание дошкольного образования и современные образовательные технологии.
- Наличие регионального опыта по внедрению моделей образовательных учреждений, реализующих вариативные образовательные программы, предоставляющих равные стартовые возможности для образования детей дошкольного возраста.
- Реализация программ оптимизации муниципальных образовательных систем.
- Осуществление ресурсной поддержки процессов оптимизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе по строительству, реконструкции и капитальному ремонту аварийных (ветхих) зданий школ, по обеспечению подвоза обучающихся, оснащению школ цифровой техникой и др.
- Поддержка развития сети базовых школ и системы школьных округов.
- Перевод всех учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая определение нормативов финансирования по всем направлениям подготовки).
- Наличие широкого перечня профессий и специальностей, востребованных на региональном рынке труда.
- Обеспечение целевой подготовки кадров для организаций.
- Наличие действующих вертикальных цепочек непрерывного образования по отраслям с сохранением практикоориентированности СПО и фундаментальности подготовки вузов.
- Наличие базы для подготовки кадров для служб содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи и служб сопровождения замещающих семей

- Отсутствие в значительной части учреждений образования условий (кадровых, материальных, финансовых), отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.
- Нехватка высококвалифицированных управленческих и педагогических кадров, особенно в сельских территориях.
- Отсутствие нормативно-правового обеспечения, способствующего сотрудничеству социальных партнеров и образовательных учреждений

Возможности (O)

Угрозы (T)

- Реализация планов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий детских садов.
- Разработка, реализация и поддержка образовательных проектов по приоритетным направлениям развития общего образования, в том числе по обновлению содержания, структуры общего образования, по внедрению современных педагогических технологий и др.
- Построение оптимальной сети учреждений (в том числе учреждений НПО и СПО с точки зрения профилей и объемов подготовки кадров с учетом потребности экономики области).
- Эффективное управление имеющимися ресурсами (основные фонды, кадровый потенциал, финансовые средства, наполняемость).
- Развитие внебюджетной деятельности учреждений.
- Создание развитой инфраструктуры учреждений НПО и СПО.
- Создание оптимальных моделей управления образованием. Развитие форм государственно-общественного управления.
- Определение региональной модели государственно-частного партнерства.
- Максимальная ориентация на потребности социально-экономического комплекса области.
- Преемственность программ, сохранение сети СПО и НПО в объединениях на ассоциативной основе (в случае необходимости объединение по концессионным соглашениям).
- Сохранение научных школ вузов и вовлечение в научно-методическую работу преподавательских и студенческих коллективов СПО

- Увеличение в связи с негативными демографическими тенденциями числа малокомплектных общеобразовательных учреждений, не подлежащих оптимизации.
- Трудности выстраивания инфраструктуры (маркетинговые, научно-методические информационные службы и др.) в малочисленных учреждениях НПО и СПО.
- Территориальная разобщенность сети "отраслевых образовательных кластеров".
- Естественное "вымывание" ряда действующих филиалов и представительств вузов, расположенных на территории области, т.е. сокращение спектра учреждений для получения высшего образования