Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 25.05.2015)


 1.1. Анализ внешних условий, влияющих на отраслевое развитие


На развитие сферы образования оказывают существенное влияние социально-экономические, географические, демографические особенности регионального развития.

Экономическое развитие Вологодской области в 2000 - 2007 годах характеризовалось устойчивым динамичным ростом. За период 2000 - 2007 годов отмечалось увеличение расходов на образование в консолидированном бюджете области. Так, в 2008 году расходы на образование в консолидированном бюджете Вологодской области составили 11583.5 млн. рублей. Рост расходов к бюджету 2006 года составил 41.3%. Но удельный вес отрасли "образование" в консолидированном бюджете области сокращается с 25.5% в 2006 году до 22.9% в 2008 году.

Основная часть в составе консолидированного бюджета на образование - расходы на заработную плату, их доля растет, и в 2008 году составили 64.3%. Сложившаяся тенденция увеличения расходов на заработную плату в бюджете расходов на образование ведет к уменьшению инвестиционной составляющей, расходов на укрепление учебно-материальной базы. Так, доля расходов на учебные цели в системе начального и среднего профессионального образования составляет не более 1 - 2% общих расходов.

Несмотря на это, работники образования остаются в числе низкооплачиваемых работников (в 2008 году - 9625 рублей). Средняя заработная плата работников общего, начального и среднего профессионального образования растет, однако разрыв с заработной платой в экономике остается значительным (более 30%).

Из-за низкого уровня заработной платы система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии учителя является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.

Особенностями географического и экономического развития региона обусловлено доминирование в экономике области металлургического производства (черная металлургия), на долю которого приходится более 60% объемов всей продукции. Значительное место в экономике области также занимают химическое производство, целлюлозно-бумажная, лесная промышленность, агропромышленный комплекс.

В соответствии с перспективными направлениями развития указанных отраслей региональной экономики происходит увеличение потребности в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена данных направлений, изменение их места, роли и функций, повышение требований к уровню компетентности, технологической культуры и качеству труда.

Наиболее востребованы на рынке труда рабочие профессии, используемые в строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах, литейных, сварочных, слесарных работах, общие профессии машиностроительного, деревообрабатывающего производств, сервисных услуг и другие.

По данным организаций, заявивших сведения в органы службы занятости, на конец сентября 2008 года требовалось 11.9 тыс. человек, из них около 77% для замещения рабочих профессий (на конец сентября 2007 года соответственно - 10.3 тыс. человек, 81%). По Российской Федерации около 80% вакансий на производстве постоянно приходится на профессии рабочих.

По прогнозным расчетам Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области до 2020 года потребуется заменить новыми поколениями работников 70 - 80% кадрового потенциала, занятого в экономике в настоящее время. Кроме того, в перспективе будет расти потребность образовательной системы области в выпускниках педагогического профиля в связи с проблемой старения педагогических кадров.

Несмотря на это, влияние мирового финансово-экономического кризиса привело с октября 2008 года к сокращению рабочих мест и объемов производства ряда организаций, что повлечет за собой на ближайшую перспективу снижение числа вакансий и выпускников, которые смогут трудоустроиться по профессии.

В регионе складывается демографическая ситуация, характеризующаяся изменением возрастного состава населения. Изменение возрастного состава населения области проявляется в убыли трудоспособного населения в области, так как в трудоспособный возраст начинает вступать малочисленное поколение, родившееся в 1990-е и последующие годы. Прогнозируется дальнейшее сокращение численности трудоспособного населения к 2010 году на 4%, к 2020 году - на 20%. Доля граждан трудоспособного возраста в общей структуре населения снизится с 62.6% в 2005 году до 58.6% в 2015 году, 55.3% - в 2020 году. Данный фактор может оказать негативное влияние на кадровое обеспечение системы образования.

Еще одной демографической тенденцией, которая в последующие годы окажет влияние на жизнедеятельность людей, является старение населения. Доля пожилых людей неуклонно растет: к 2015 году доля лиц пенсионного возраст достигнет 23% общей численности населения, к 2020 году - 24.8%. В региональной системе образования растет число педагогических работников предпенсионного и пенсионного возраста. Также отмечается феминизация учительского труда.

Среди учителей общеобразовательных учреждений: 90% - женщины, 15.5% - работники пенсионного возраста, 54.69% - со стажем свыше 20 лет. В учреждениях среднего профессионального образования из 1.3 тыс. штатных преподавателей около 500 работников в возрасте старше 50 лет (38.5%). Более 70% инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования составляют женщины.

В Вологодской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается процесс депопуляции. Причиной депопуляции является естественная убыль населения, которая начиная с 1991 года приобрела устойчивый долговременный характер. На 1 января 2008 года численность постоянного населения области составила 1222.9 тыс. человек, на 1 октября 2008 года - 1220 тыс. человек.

Естественная убыль, изменение возрастного состава населения, в том числе уменьшение численности возрастной группы 0 - 15 лет, привели к уменьшению числа обучающихся общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования. За период с 2006 по 2008 год контингент школьников в области сократился на 6.5% (с 123089 человек в 2006 году до 115144 человек в 2008 году), число школ уменьшилось на 6.4% (с 656 учреждений в 2006 году до 614 в 2008 году).

Стремительная естественная убыль населения привела к тому, что, несмотря на сокращение числа школ, показатели наполняемости классов изменяются незначительно. Фактическая наполняемость классов в школах, реализующих программы общего образования, на начало 2008 - 2009 учебного года составляет в городе 22.8 человека, на селе - 9.0 человека.

За период с 2006 года по 2008 год численность обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования сократилась на 14.3% (21.5% и 8.5% соответственно). На ближайшие годы данная тенденция сохранится.

Однако с 2004 года наблюдается положительная тенденция увеличения рождаемости детей. За 9 месяцев 2008 года в Вологодской области родился 11121 ребенок, что на 755 (7.3%) больше в сравнении с аналогичным периодом 2007 года. Увеличение рождаемости детей определило рост потребности населения в услугах муниципальных дошкольных учреждений: на 1 января 2008 года на учете для определения в дошкольные учреждения состояло 11.9 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет (на 1 января 2006 года - 7.5 тыс. детей).

Обширная территория, низкая плотность населения, наличие труднодоступных населенных пунктов, удаленность населенных пунктов друг от друга на значительные расстояния при отсутствии развитой инфраструктуры дорог обусловливают наличие в структуре сети общеобразовательных школ малокомплектных учреждений, в основном сельских. На селе расположено три четверти общего числа школ, а обучается в них только одна треть обучающихся. Малокомплектными рассматриваются общеобразовательные школы с наличием не более одного класса на любой из возрастных параллелей с наполняемостью классов менее 14 человек в среднем по учреждению (без учета специальных (коррекционных) классов), расположенные от других общеобразовательных учреждений на расстоянии, превышающем разрешенное санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для подвоза обучающихся. В настоящее время зафиксировано 225 сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории области, но их число ежегодно увеличивается.