На 1 сентября 2008 года в области функционируют 614 общеобразовательных школ с контингентом 115144 человека, из них:
- 588 общеобразовательных школ;
- 5 вечерних (сменных) общеобразовательных школ;
- 19 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ;
- 2 специальных учебно-воспитательных учреждения для детей с девиантным поведением.
904 человека проходят индивидуальное обучение на дому (0.8% от контингента обучающихся дневных общеобразовательных школ).
В 328 школах работают группы продленного дня, которые посещает 21941 обучающийся.
Сеть общеобразовательных учреждений, расположенных на территории области, является вариативной и включает в себя:
- 510 начальных, основных и средних школ;
- 57 учреждений - начальная школа - детский сад;
- 14 школ с углубленным изучением отдельных предметов;
- 4 гимназии;
- 2 лицея;
- 1 кадетскую школу-интернат.
В общеобразовательных школах для детей с ограниченными возможностями здоровья открыты 425 специальных (коррекционных) классов, в которых обучается 3361 человек. В общеобразовательных школах в 255 специальных (коррекционных) классах VII вида занимаются 2619 детей; в 254 классах компенсирующего обучения - 2826 детей; в 167 специальных (коррекционных) классах VIII вида в общеобразовательных учреждениях - 778 детей. Всего в специальных (коррекционных) классах и классах компенсирующего обучения при общеобразовательных школах обучаются 6270 детей.
В области 2192 ребенка-инвалида школьного возраста получают образование в различных организационных формах: в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в общеобразовательных школах и на дому.
В системе общего образования имеются стабильные показатели качества обучения:
в 2007 - 2008 учебном году успеваемость составила 98.5%, на "4" и "5" обучались 42.7% школьников;
успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации выпускниками 11-х классов (в 2008 году - 99.7% выпускников 11-х классов). 51 выпускник общеобразовательных школ награжден золотой и 251 выпускник серебряной медалью "За особые успехи в учении";
стабильное превышение средних баллов, полученных выпускниками школ области в ходе ЕГЭ, в сравнении с данными показателями в Российской Федерации;
рост удельного веса выпускников школ, сдавших ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам без двоек;
результативность участия обучающихся области в окружном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников и олимпиадах международного уровня, а также превышение регионального среднего балла в сравнении с общероссийским средним баллом по результатам международных сравнительных исследований качества образования TIMSS.
В системе общего образования остается значительной доля сельских общеобразовательных учреждений - 439 учреждений (72.1%), в которых обучается 31879 человек (28.3% от общей численности контингента).
274 школы являются малочисленными - с числом обучающихся от 2 до 100 человек. 49 школ расположены в труднодоступных населенных пунктах. Отдаленность населенных пунктов и низкая плотность населения в сельской местности являются определяющими условиями сохранения малочисленных школ.
Коэффициент наполняемости средних общеобразовательных школ в области ниже среднероссийского показателя: на одного учителя приходится 11.0 ученика (в Российской Федерации - 13.5). Наполняемость средних и основных общеобразовательных школ ежегодно уменьшается на 9%. Расходы на содержание таких школ не оправдываются качеством образования в них.
В связи с этим в соответствии с муниципальными программами проводились мероприятия по оптимизации сети образовательных учреждений, в том числе и организации подвоза обучающихся. В 261 сельскую школу в течение учебного года обеспечен подвоз 6524 учащихся (19.3% контингента обучающихся в сельской местности - 97.4% от потребности) 186 школьными автобусами и 119 автобусами, принадлежащими сельским администрациям и иным организациям.
В течение ряда лет в области осуществляются мероприятия по развитию сети образовательных учреждений, ориентированной на интеграцию дошкольных и общеобразовательных учреждений в сельской местности, реорганизацию малочисленной общеобразовательной школы, формирование сети базовых общеобразовательных школ, создание школьных округов, сети социокультурных центров, введение системы дистанционного обучения в сельских районах.
Проводится работа по развитию материально-технической базы образовательных учреждений, в 2008 году продолжено переоснащение базовых общеобразовательных школ, введены в эксплуатацию новые здания двух школ. Вместе с тем, по данным на ноябрь 2008 года, в аварийном состоянии находится 51 здание 37 общеобразовательных школ (6.2%), 321 школьное здание находится в неудовлетворительном состоянии и требует безотлагательного капитального ремонта, 95 зданий школ имеют визуальные деформации.