Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 25.05.2015)


1.2.4. Анализ состояния и ресурсных возможностей системы начального и среднего профессионального образования


В учреждениях начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) реализуется многопрофильное, разноуровневое образование, созданы условия для получения дополнительной профессии (специальности) в период обучения на договорных условиях.

На 1 октября 2008 года профессиональное обучение подростков и незанятого населения в области осуществляется по 64 профессиям начального профессионального образования, 135 профессиям в рамках профессиональной подготовки с ускоренными сроками обучения; в учреждениях среднего профессионального образования - по 59 специальностям.

Система НПО включает 38 училищ и лицеев. Система СПО области представлена 27 государственными образовательными учреждениями, из них 19 находятся в ведении области (в том числе 13 - подведомственных департаменту образования области).

Показатель доступности профессионального образования (количество обучающихся в учреждениях профессионального образования на 10 тысяч населения) на 1 января 2008 года составил:

в учреждениях НПО - 119 человек (в 2006 году - 142, в 2007 году - 134 чел.);

в учреждениях СПО - 175 человек (в 2006 году - 176, в 2007 году - 181 чел.).

Сокращение числа обучающихся учреждений НПО и СПО, дублирование подготовки рабочих кадров и т.д. обусловило необходимость реструктуризации и оптимизации сети учреждений.

Число образовательных учреждений/обучающихся

На 01.01.2006

На 01.01.2007

На 01.01.2008

НПО

41/18086

40/16968

38/14206

СПО

26/22515

26/21432

27/20600


За последние три года наблюдается положительная динамика в трудоустройстве выпускников. Доля выпускников государственных учреждений НПО и СПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в 2008 году составила 60% и 49% соответственно от общей численности выпускников и увеличилась по сравнению с 2006 годом на 4 процента.

Коллектив инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования насчитывает 1.616 тыс. человек, в учреждениях среднего профессионального образования работает 1.3 тыс. штатных преподавателей.

В настоящее время существующая сеть учреждений НПО и СПО не в полной мере соответствует потребностям местных рынков труда.

С целью исключения дублирования подготовки рабочих кадров за последние годы были ликвидированы ГОУ "Профессиональное училище N 51" (с. Нюксеница) и ГОУ "Профессиональное училище N 14" (г. Вологда).

Развитию сети образовательных учреждений способствует преобразование учреждений начального профессионального образования в средние специальные учебные заведения - техникумы и колледжи при сохранении реализации программ НПО. Объединение и повышение статуса учебных заведений области позволяет усилить экономическую эффективность учебных заведений. Так, ГОУ "Профессиональное училище N 16" и Грязовецкий техникум механизации и электрификации сельского хозяйства объединены в ГОУ СПО "Грязовецкий политехнический техникум"; ГОУ "Профессиональный лицей N 2 имени академика И.П. Бардина" реорганизовано в ГОУ СПО "Череповецкий индустриальный колледж имени академика Ивана Павловича Бардина".

Вместе с тем продолжается работа над построением рациональной сети учреждений с точки зрения профилей и объемов подготовки кадров с учетом потребности регионального и локальных рынков труда, эффективного управления имеющимися ресурсами (использование основных фондов, кадрового потенциала, финансовых средств, наполняемость учреждений и т.д.), обслуживаемого контингента обучающихся.

Создаются ученические места для детей с ограниченными возможностями здоровья. На 1 октября 2008 года в учреждениях НПО учатся 184 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Для них открыты отдельные группы по профессиям:

- "Изготовитель художественных изделий из лозы", "Изготовитель художественных изделий из бересты" в ГОУ "Профессиональное училище N 3" (г. Великий Устюг - "Кружевница", "Швея" в ГОУ "Профессиональное училище N 15" (народных промыслов) (г. Вологда);

- "Столяр строительный, плотник" в ГОУ "Профессиональное училище N 40" (г. Белозерск).

С 2006 года учреждения НПО и СПО области принимают участие в региональном конкурсе учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Данный конкурс стимулирует педагогические коллективы к разработке программ развития образовательных учреждений, а победители имеют возможность использовать средства (500 тыс. руб.) на реализацию инновационных идей, прежде всего, на обновление учебно-материальной базы.

В течение трех лет (2006 - 2008 годы) в конкурсе приняли участие 17 учреждений НПО и СПО области, из них стали победителями 9 учреждений.

В рамках направления "Государственная поддержка образовательных учреждений НПО и СПО" в 2008 году 5 образовательных учреждений НПО области, победители регионального конкурса, участвовали в федеральном конкурсе. Победителям конкурса 2008 года (ГОУ "Профессиональный лицей N 47" (г. Тотьма) и ГОУ НПО "Профессиональное училище N 30" (г. Вологда) выделены из областного бюджета средства в объеме 40 млн. рублей на обновление учебно-материальной базы, повышение квалификации инженерно-педагогических работников (в 2009 году дополнительно из областного бюджета будет выделено еще 60 млн. рублей для двух учреждений - Череповецкого индустриального колледжа и профессионального училища N 29).

Участие учреждений НПО и СПО в конкурсе стимулировало разработку и внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных программ в соответствии с требованиями работодателей, запросами регионального рынка труда.

В каждом пятом учреждении НПО и СПО реализуются инновационные образовательные программы и программы развития, разработанные в соответствии с требованиями работодателей, запросами регионального рынка труда. 40% учреждений имеют опыт работы в статусе областных экспериментальных и базовых площадок. Каждое четвертое учреждение приняло участие в региональном конкурсе учреждений, внедряющих инновационные программы.

В результате реализации инновационных образовательных программ внедряется в учебный процесс современное учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, что позволяет данным учреждениям выступить в роли ресурсных центров по подготовке высококвалифицированных кадров для региональной экономики.

Кроме того, в ходе реализации проекта осуществляется разработка предложений к государственным образовательным стандартам, учебным планам и программам на основе компетентностного и модульного подходов.

Выстраиваются механизмы взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда. Создан и работает областной координационный совет по подготовке кадров рабочих и специалистов. В настоящее время более 800 организаций, муниципалитетов являются социальными партнерами, из них более 250 поддерживают постоянные партнерские отношения; 93% учебных заведений строят свои отношения с социальными партнерами на основе договоров.

Несмотря на возобновление закупок автотракторной техники, оборудования, материально-техническое состояние системы НПО и СПО не соответствует современным требованиям. Станочный парк в мастерских изношен на 70 - 80%; средний показатель износа основных фондов достиг 45%; прирост оснащенности учреждений НПО и СПО к общей стоимости основных фондов в 2007 году составил всего 1.6% и 1.5% соответственно. По состоянию на 1 ноября 2008 года из 209 обследованных зданий учреждений НПО 1 здание общежития находится в аварийном состоянии, 60 - в неудовлетворительном состоянии, из них 21 имеет визуальные деформации; из 65 зданий учреждений СПО 9 зданий имеют визуальные дефекты.