ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2009 года N 961
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЕСТРУКТИВНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЯМ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу с 16 февраля 2015 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 16.02.2015 N 99.
____________________________________________________________________
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 06.12.2011 N 1509, от 02.07.2012 N 734, от 27.01.2014 N 56)
Во исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области
постановляет:
1. Одобрить Стратегию развития системы противодействия деструктивным социальным явлениям в Вологодской области на период до 2020 года (прилагается).
2. Комитету гражданской защиты и социальной безопасности области принять меры к реализации Стратегии развития системы противодействия деструктивным социальным явлениям в Вологодской области на период до 2020 года.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 02.07.2012 N 734)
3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области А.А. Травникова.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.01.2014 N 56)
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 15 февраля.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.01.2014 N 56)
Справку о исполнении постановления представить к 20 марта 2021 года.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.01.2014 N 56)
4. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЕСТРУКТИВНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЯМ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (ДАЛЕЕ - СТРАТЕГИЯ)
1.1. Общая характеристика ситуации в отрасли
Разработка Стратегии осуществлена на основе проведенного анализа статистических данных о состоянии преступности на территории Вологодской области за пять лет, перспектив реализации мероприятий долгосрочных целевых программ и прогноза развития деструктивных явлений.
Результаты анализа преступности за истекшие пять лет свидетельствуют о сложности криминогенной ситуации в области. В 2007 году, как и на протяжении последних лет, в области отмечался высокий коэффициент преступности в расчете на 100 тыс. населения (коэффициент преступности в 2007 году по области - 2794; по Северо-Западному федеральному округу - 2386; по Российской Федерации - 2519). Количество зарегистрированных в 2007 году преступлений на 12.6% превышает показатель 2003 года.
Увеличение количества зарегистрированных преступлений обусловлено наращиванием превентивных мер, направленных на снижение уровня тяжких преступлений и предупреждение преступности со стороны лиц, имеющих асоциальную направленность в поведении, в том числе зависимость от психоактивных веществ (ПАВ). Целенаправленность действий оказала позитивное влияние на сокращение числа тяжких и особо тяжких преступлений (-22.0%) с 11.0 тыс. (2003 год) до 8.6 тыс. (2007 год) и их удельного веса в структуре преступности - с 46.3% до 25.1% (по Российской Федерации - с 53.3 до - 26.8%), а также последующие начиная с 2005 года устойчивые тенденции сокращения преступности.
В 2007 году зарегистрировано 34.3 тыс. преступлений (-2.2% по сравнению с 2006 годом; по Российской Федерации - рост на 0.8%). Снизилось количество зарегистрированных убийств (-18.0%), причинений тяжкого вреда здоровью (-9.8%), изнасилований (-18.2%), краж (-2.4%), грабежей (-21.3%), разбоев (-22.1%) и вымогательств (-3.6%). Уменьшились число и удельный вес преступлений, совершенных лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения (-11.7%, удельный вес - до 15.5%, по Российской Федерации удельный вес - 14.8%).
Несмотря на то, что в 2007 году по сравнению с 2003 годом количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 8.3%, с 2005 года отмечается их рост. Удельный вес данной преступности на протяжении многих лет превышает среднероссийский показатель (в области - 10.9%; в Российской Федерации - 8.3%).
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
количество преступлений, совершенных несовершеннолетними | 2036 | 1600 | 1732 | 1752 | 1886 |
удельный вес подростковой преступности | 11 | 9.3 | 9.3 | 10.5 | 10.9 |
По сравнению с 2003 годом в области численность населения в возрасте 0 до 18 лет в 2007 году уменьшилась на 19 тыс. человек (-19%), а число подростков, совершивших преступления, сократилось на 122 (-6.0%), но если в 2003 году на 10 тыс. подростков, достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, приходилось 221 преступление, то в 2007 году - 256 преступлений (среди взрослого населения - соответственно 143.8 и 151.6). Как и в прошедшие годы, большая часть несовершеннолетних участников преступлений находилась в возрасте 16 - 17 лет (68% - 70%).
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
количество несовершеннолетних, совершивших преступления | 1916 | 1797 | 1810 | 1824 | 1794 |
из них в возрасте 14 - 15 лет | 689 | 558 | 570 | 562 | 640 |
из них в возрасте 16 - 17 лет | 1227 | 1239 | 1240 | 1262 | 1154 |
В структуре преступности несовершеннолетних отмечается значительное снижение числа убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, грабежей, разбоев, мошенничеств. Ухудшилась ситуация за счет роста краж, количество которых по сравнению с 2003 годом возросло на 14.3%, а удельный вес увеличился с 49.5% до 56.7% (2007 год).
Около половины зарегистрированных преступлений, совершенных подростками, приходится на города Вологду и Череповец (48.7%). Высокий удельный вес подростковой преступности отмечается в Великоустюгском, Грязовецком, Череповецком, Никольском, Нюксенском, Харовском и Чагодощенском районах (от 12.6 до 25%).
Несмотря на то, что уровень распространенности зависимости населения области от ПАВ значительно ниже среднероссийского и по Северо-Западному федеральному округу, начиная с 2003 года в области сложилась тенденция осложнения наркоситуации. Заметно расширился спрос на наркотики, увеличилось количество лиц, приобщившихся к их употреблению, что обусловило рост нелегального оборота наркотиков.
Численность наркопотребителей, состоящих на учете в медицинских учреждениях на 1 января 2008 года, по сравнению с 2003 годом возросла на 40.4% и составила 2124 человека (2003 год - 1512 человек), в том числе с диагнозом "наркомания" - на 11.7%. Коэффициент заболеваемости наркоманией на 100 тыс. населения увеличился с 85.9 (2003 год) до 88.9 (2007 год по Российской Федерации - 245.4; по Северо-Западному федеральному округу - 155.4).
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
наркопотребители | 1512 | 1605 | 1694 | 1744 | 2124 |
с диагнозом "наркомания" | 1089 | 1096 | 1147 | 1100 | 1224 |
В целом 8309% лиц, состоящих на учете с диагнозом "наркомания", приходится на города Вологду и Череповец, 11.9% - на Сокольский, Череповецкий и Шекснинский районы.
В 2007 году по сравнению с 2003 годом количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возросло в 2.2 раза, а их удельный вес в структуре преступности возрос с 2.0% до 4.3% (в Российской Федерации - 6.4%, в Северо-Западном федеральном округе - 5.6%). Коэффициент преступности в сфере незаконного оборота наркотиков на 100 тыс. населения увеличился за исследуемый период с 49.6 до 121 (2007 год по Российской Федерации - 163; по Северо-Западному федеральному округу - 134).
В 2007 году наркопреступления выявлены практически в каждом районе, за исключением Бабушкинского, Кичменгско-Городецкого, Никольского и Усть-Кубинского.
По-прежнему основная доля данных преступлений (86.0%) приходится на города Вологду и Череповец, а также Шекснинский район.
Нарастающее увеличение объема потребления спиртосодержащей продукции на душу населения отрицательно сказалось на масштабах процесса алкоголизации. В 2007 году в среднем каждый 10 - 11 житель области привлекался к административной ответственности за нарушение антиалкогольного законодательства. Несмотря на то, что в 2007 году по сравнению с 2003 годом количество лиц, состоящих на учете с диагнозом "алкоголизм", уменьшилось на 0.8%, коэффициент данного показателя в расчете на 100 тыс. населения увеличился с 1235.0 до 1258.7 (2007 год по Российской Федерации - 1513.1). Распространенность пьянства продолжает оказывать негативное влияние на криминогенную ситуацию, так как каждое пятое преступление в области совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
1.2. Ресурсный потенциал и внутренние условия сферы противодействия зависимости от ПАВ
Многоаспектный характер социальных проблем, порождаемых зависимостью от ПАВ, обусловил необходимость создания эффективной системы противодействия данному деструктивному явлению. В целях обеспечения участия в формировании и реализации государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, ПАВ и их прекурсоров организовано функционирование областной антинаркотической комиссии, на которую возложена функция координации работы районных антинаркотических комиссий и взаимодействия с общественными объединения и организациями. Однако на муниципальном уровне данная инфраструктура не развита, антинаркотические комиссии созданы не во всех муниципальных районах области.
В области сложилась практика долгосрочного межведомственного планирования антинаркотической деятельности субъектов профилактики в рамках целевых программ. В 2007 году на реализацию программных мероприятий выделено 18.1 млн. рублей, что в 6 раз превышает объемы финансирования в 2003 году.
С целью определения уровня распространенности потребления ПАВ в молодежной среде и оценки данного деструктивного явления на базе ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет" организовано ежегодное проведение в масштабах области мониторинга наркоситуации, что позволяет детализировать проблемы и корректировать направленность мер реагирования на изменение ситуации. Осуществлено обучение специалистов, организующих проведение мониторинговых мероприятий в различных сферах противодействия злоупотреблению ПАВ.
Нарабатывается опыт инновационных подходов к решению проблем борьбы с распространением зависимости от ПАВ и стимулирования активности участия общественных формирований в данном направлении деятельности за счет проведения конкурсов на соискание грантов Правительства области. За 3 года на конкурс представлено 57 программ (проектов), из них 29 - общественными организациями. Грантополучателям выделено 1.7 млн. рублей для реализации 18 программ. Однако ограниченность выделяемых бюджетных средств на гранты не позволяет организациям представлять на конкурс проекты со значительными ресурсными затратами. Кроме того, при осуществлении грантовой работы необходимо организовать отслеживание эффективности использования полученных финансовых средств и их влияние на оценочные показатели в заявленных сферах профилактической и реабилитационной деятельности, а также обеспечить тиражирование опыта организации профилактической работы по реализованным программам.
Предпринимались попытки активизации деятельности администраций муниципальных образований области по профилактике зависимости от ПАВ. В 2005 и 2007 годах проводились конкурсы среди муниципальных образований области на лучшую организацию работы по профилактике зависимости от ПАВ, в которых приняли участие соответственно 13 и 9 муниципальных образований области. Однако ряд представленных на конкурс материалов из-за отсутствия необходимой инфраструктуры районной наркологической службы, освобожденных ответственных секретарей антинаркотических комиссий, достаточных средств финансирования реализации мероприятий по противодействию злоупотреблению ПАВ свидетельствует о недостаточном участии администраций в решении данной проблемы.
Развивается институт социальной рекламы. В то же время недостаточность бюджетных средств ограничивает территориальные возможности размещения рекламной продукции, а также ее телекоммуникативных форм.
Мониторинг наркоситуации показал, что за последние 6 лет количество состоящих на учете в учреждениях здравоохранения области лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических и токсических веществ, увеличилось в 1.5 раза. Коэффициент взятых впервые на учет лиц с диагнозом "наркомания" на 100 тыс. населения по сравнению с 2003 годом увеличился с 8.8 до 9.9. Нарастающее увеличение объема потребления спиртосодержащей продукции на душу населения отрицательно сказалось на масштабах процесса его алкоголизации. В 2007 году в среднем каждый 10 - 11 житель области привлекался к административной ответственности за нарушение антиалкогольного законодательства. На 10 тыс. взрослого населения приходится 200 человек, состоящих на учете в органах здравоохранения с диагнозом алкогольной зависимости, а коэффициент взятых впервые на учет лиц с диагнозом "алкогольный психоз" в расчете на 100 тыс. населения, несмотря на снижение, значительно превышает данный показатель по Северо-Западному федеральному округу (по области - 64.2; по Северо-Западному федеральному округу - 46.3). Однако 78.9% введенных ставок наркологов приходится на города Вологду и Череповец. В 8-ми районах: Бабушкинском, Верховажском, Междуреченском, Сямженском, Белозерском, Никольском, Тотемском и Чагодощенском - должности наркологов не вводились или имеющиеся не укомплектованы. В 6-ти районах наркологическая помощь осуществляется специалистами на 0.25 или 0.5 ставки.
С 2004 года в области с целью раннего выявления у обучающихся средних общеобразовательных школ зависимости от ПАВ организовано проведение выборочного тестирования учащихся с использованием иммунохроматографических тестов. Однако в последние годы принцип добровольности, на основе которого осуществляется тестирование, послужил отказом многих от участия в данном мероприятии. При отсутствии необходимой нормативной базы проведение данного мероприятия малоэффективно.
В области осуществляется программное обеспечение последовательного развития материально-технической базы для пропаганды здорового образа жизни. Однако для многих жителей сельской местности услуги в сфере физической культуры и спорта остаются недоступными.
1.3. Ресурсный потенциал и внутренние условия сферы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В области отмечается увеличение уровня рождаемости. Тем не менее численность населения в возрасте от 0 до 18 лет по-прежнему имеет тенденцию к снижению. В 2007 году количество несовершеннолетних по сравнению с 2003 годом снизилось на 41.6 тыс. (-15.2%). Как и в среднем по России, удельный вес населения в возрасте, не достигшем 18-летия, составляет около 20%.
В области сформирована система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Деятельность субъектов профилактики координируют 29 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: 1 - областная, 2 - городских округов и 26 - муниципальных районов, штатная численность которых составляет 44 человека (28 ответственных секретарей и 16 специалистов по работе с несовершеннолетними), однако механизм взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе органов публичной власти нормативно не определен.
Социально-реабилитационная работа обеспечивается 45 учреждениями социального обслуживания семьи и детей, в том числе: 15 центров социальной помощи семье и детям (262 места в отделениях дневного пребывания несовершеннолетних); 20 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, из них 11 социальных приютов для детей и 9 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (в них 335 стационарных мест); 1 "Реабилитационный центр для несовершеннолетних с ограниченными возможностями "Преодоление" города Череповца; 9 отделений по работе с семьей и детьми на базе комплексных центров социального обслуживания населения. Учреждения социального обслуживания семьи и детей функционируют в каждом муниципальном районе и городском округе области. Особое внимание уделяется сохранению и укреплению материально-технической базы данных учреждений. Внедрению в их работу инновационных технологий социальной работы, направленных на сохранение и обеспечение полноценного развития ребенка в семье, раннюю профилактику социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В области действует достаточно развитая сеть учреждений дополнительного образования детей, она составляет 160 учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 88, в системе культуры - 48, в системе спорта - 23, общественных организаций и предприятий - 5. В них занимается 92015 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет 71.2% от общего числа обучающихся (на уровне Российской Федерации - 39.0% от общего числа обучающихся). В то же время инфраструктура системы дополнительного образования, особенно в сельской местности, требует дальнейшего развития.
В настоящее время в системе образования области идет процесс формирования службы комплексного сопровождения детей, в которую входят педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. Данная служба создана для координации усилий специалистов в обеспечении обучения, воспитания и развития обучающихся (воспитанников) на всех возрастных этапах. На 1 января 2008 года количество специалистов службы комплексного сопровождения в системе образования области составило 1628 человек (на 1 января 2005 года - 1440 человек). При этом остаются проблемы получения доступной помощи специалистов данной службы в сельской местности.