В 2010 году в рамках целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Вологодской области, планируется выплата годового пособия по безработице 100 начинающим предпринимателям г. Сокола, которые дополнительно создадут 30 новых рабочих мест. На эти цели планируется направить бюджетные средства в размере 8.7 млн. рублей.
При администрации района создана экспертная комиссия по рассмотрению бизнес-планов безработных граждан. В 2009 году комиссией выдано 27 положительных заключений на организацию собственного дела. Одновременно с этим Сокольским центром занятости населения заключено 96 договоров с безработными гражданами на предоставление единовременной выплаты в размере двенадцатикратной величины максимального размера пособия по безработице.
В целях формирования благоприятной социально-психологической среды малого предпринимательства также необходимы:
пропаганда идей предпринимательства и общественных объединений малого предпринимательства;
содействие в формировании и развитии профессиональных гильдий, ассоциаций предпринимателей;
содействие в формировании партнерских отношений предпринимательского сообщества.
В комплексе мер областной уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов малого предпринимательства в регионе в целом и в г. Соколе в частности, а также методологическую разработку механизмов поддержки.
Целью деятельности институтов областной поддержки малого предпринимательства является создание максимально привлекательных условий для возникновения в г. Соколе многопрофильной малой экономики в промышленном производстве, строительстве, сельском хозяйстве, торговле, транспорте, связи, сферах инноваций и высоких технологий, услуг предприятиям и населению. Эта работа должна стимулировать появление малого предпринимательства в районном центре г. Соколе таких видов деятельности, как бытовое обслуживание, коммунальные услуги, переработка сельскохозяйственной продукции, благоустройство территории, ремонтно-строительные работы, торговля и общепит, социально-культурная сфера. Правительство области поддерживает благоприятный инвестиционный климат и сосредотачивает финансовые ресурсы, необходимые для решения хозяйственных задач территории.
Муниципальный уровень г. Сокола обеспечивает адресность мер и мониторинг их эффективности. Именно на уровне местного самоуправления определяются приоритетные направления поддержки малого бизнеса, здесь же ведется работа с конкретными проектами, отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации отдельных мероприятий.
Это предполагает, с одной стороны, активное участие органов местного самоуправления г. Сокола в решении глобальной задачи - создания путем диалога с исполнительными органами государственной власти Вологодской области системы, в рамках которой осуществляется разделение ответственности за реализацию областной политики в отношении малого предпринимательства средствами бюджетов обоих уровней.
С другой стороны, формирование автономной финансовой базы города требует от него эффективного использования на цели содействия предпринимательству уже имеющихся финансовых ресурсов, а также привлечения финансовых средств из других внешних источников.
Моноотраслевому городу предстоит расширять свою экономику с целью ослабления зависимости от градообразующих предприятий, используя стратегию роста субъектов малого предпринимательства в сфере новых отраслей и услуг населению, а также стратегию развития малого предпринимательства, обслуживающих достаточно развитые отрасли. Необходимо устранить диспропорции в экономике городского округа, что без развития предпринимательства недостижимо.
Муниципальная программа поддержки и развития малого предпринимательства взаимоувязана с государственными программами поддержки предпринимательства (федеральной и областной).
Некоторые отраслевые особенности государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства в г. Соколе
Приоритетным является развитие малых предприятий в лесопромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве, производстве продуктов питания, социально значимых услуг, инновационной сфере, народных промыслах и ремесленничестве (прежде всего, в части надомного труда).
Поддержка субъектов малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Цели развития субъектов малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства вытекают из необходимости совершенствования функционирования жилищно-коммунального хозяйства г. Сокола на рыночных принципах для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг.
При реализации поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимы:
проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья, проведения капитального ремонта, выполнения специализированных работ (вывоз мусора и др.) с целью развития конкуренции среди подрядных организаций на получение заказа на обслуживание жилья от управляющей компании;
создание бизнес-инкубатора для содействия росту обслуживающих организаций и предпринимателей, организации ателье проката оборудования, создания единой информационной базы об организациях в сфере ЖКХ, их услугах и ценах и др.
Поддержка субъектов малого предпринимательства в сфере НИОКР
Механизмами привлечения малого предпринимательства к активизации инновационного потенциала промышленности могут стать научно-техническое сотрудничество и венчурное финансирование, а также кооперация крупного и малого бизнеса в сфере НИОКР.
Для решения задач активизации инновационного предпринимательства планируется создать соответствующие экономические условия, а также обеспечить прямую финансовую поддержку приоритетных разработок, например, используя потенциал финансово-промышленных групп и взаимодействие Вологодской области с фондами, учреждаемыми государством и объединениями предпринимателей, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Для целей стимулирования развития новых малых производственных предприятий необходимо облегчить доступ начинающим субъектам малого предпринимательства к технологиям, производственным помещениям, необходимой технологической и организационной информации.
Решение данной задачи предполагает формирование единого областного информационного банка данных. Сбор информации должен осуществляться по следующим основным направлениям:
технологии с коротким циклом производства и оборудовании, предназначенным для малого предпринимательства;
производители и поставщики продукции производственно-технического назначения, поставщики сырья;
свободные производственные площади;