Лесозаготовки и деревообработка. За 9 месяцев 2009 года объемы отгруженной продукции малыми предприятиями в сфере лесозаготовки сократились на 50%. В 2008 году субъектами малого предпринимательства заготовлено 148.7 тыс. куб. м древесины, что на 4% меньше уровня 2007 года, и произведено 5.9 тыс. куб. м пиломатериалов (55% к 2007 году). Доля субъектов малого предпринимательства в общерайонных показателях в производстве пиломатериалов составила 3.6%, а по заготовке древесины - 44%.
В Сокольском районе в 2008 году лесозаготовительную деятельность осуществляли 70 субъектов малого предпринимательства, из них 65 заготавливали древесину по договорам купли-продажи лесных насаждений через аукционы. В настоящее время доля отпуска древесины субъектам малого бизнеса через аукционы составляет 50%.
Основные проблемы малых предприятий данной отрасли связаны со "сжатием" спроса на экспортных рынках, снижением спроса в строительном секторе и, как следствие, значительным сокращением выпуска продукции, но при этом наблюдается резкое усиление конкуренции. Кроме того, в отрасли отсутствуют долгосрочные ценовые ориентиры.
Достаточно динамично развивался малый и средний бизнес в производстве пищевых продуктов.
За 9 месяцев 2009 года объемы отгрузки пищевой продукции сократились на 10%. Доля субъектов МБ в общем объеме производства пищевых продуктов составляет: по отгрузке хлебобулочных изделий - 31%, колбасных изделий - 11%, мяса - 3%.
Спрос на продовольствие по сравнению с другими товарными группами сократился незначительно. Однако в этом секторе наблюдается рост дебиторской задолженности, связанный с вынужденным предоставлением производителями дополнительных отсрочек платежей оптовому звену. Кроме того, малые компании в производстве продуктов питания сильно ограничены в маневре, так как на рынке доминируют крупные игроки, которые задают ценовые рамки, в результате небольшим производителям приходится либо работать на грани рентабельности, либо уходить с рынка.
Торговля. По розничному товарообороту Сокольского муниципального района, который успешно развивался в 2008 году (возрос на 16% к уровню 2007 года, увеличилось количество магазинов самообслуживания до 13, из них 2 - промышленных товаров, введено 13 тыс. кв. м торговых площадей), за 9 месяцев 2009 года по району отмечается незначительное снижение - на 5%, в то время как показатель товарооборота в среднем по области снизился на 18%.
В целом в развитии торговли в районе наблюдается тенденция перепрофилирования магазинов из промышленных в продуктовые ("Росси" - "Магнит"). Идет увеличение неиспользуемых торговых площадей ("Алмаз", "Каскад", "Юбилейный). Одновременно с этим наблюдается тенденция расширения мелкорозничной уличной торговли. Необходимо отметить, что продолжается строительство новых ("Мастер", "Галактика", филиал магазина "Домовой") и реконструкция старых магазинов ("Золотая рыбка"), а также строительство городского рынка.
Оптовая торговля продовольственными товарами. Ключевая проблема для оптовых компаний - нарушение финансовых потоков на рынках. Важным фактором существования оптового звена являются отсрочки производителей и крупных оптовых компаний, формируемые, в том числе, за счет банковских кредитов, а также собственные отсрочки для розничных компаний и других потребителей. Одновременно многие поставщики усилили прямые продажи и стали выходить на конечных потребителей в обход оптового звена, что также способствовало вымыванию с рынка наиболее слабых игроков.
Розничная торговля промышленными товарами. Спрос сохранился в прежней мере лишь на отдельные виды промышленных товаров повседневного спроса - это одежда, текстиль и обувь. Для промышленных товаров характерна высокая зависимость от импорта как по готовой продукции, так и по комплектующим и отдельным элементам. Девальвация вызвала необходимость повышения цен, что идет вразрез с падением доходов населения. Кроме того, нарушение финансовых связей привело к сбоям поставок импортных товаров. Как результат, отдельные розничные операторы испытывают затруднения с ассортиментом - дефицит импорта не может быть компенсирован российскими товарами.
Розничная торговля продовольственными товарами. Розничная торговля испытала влияние кризиса в меньшей мере, чем другие отрасли экономики. Отмечаемое падение спроса не превышает 15 - 20%, хотя наблюдается снижение суммы среднего чека и происходит изменение структуры спроса в пользу более дешевой продукции. Как и в прочих отраслях, компании испытывают определенный недостаток финансовых ресурсов для обновления ассортимента и развития. Происходит увеличение сроков оборачиваемости. Нередки изменения среди поставщиков и сбои в поставках.
Ремонт и обслуживание автомобилей. Спад спроса на ремонтные услуги составил 30 - 40%. Наиболее резко сократился объем заказов со стороны корпоративных клиентов, многие из которых существенно сократили деятельность. Со стороны частных клиентов "сжатие" спроса не так значительно - в виду ограниченного спроса на новые автомобили автовладельцы больше внимания уделяют ремонту транспорта. Вместе с тем усилилась конкуренция со стороны частных мастеров. Девальвация рубля привела к росту стоимости запчастей для импортной техники до 30%, в результате чего компаниям приходится пересматривать тарифы. Возросли сроки ремонта из-за нарушения логистики импортных поставок. На сроки исполнения заказов влияет также нежелание компаний держать большие складские запасы запчастей.
Строительство. Наиболее пострадавшая отрасль, хотя проблемы начались еще весной 2008 года, а кризис лишь усугубил негативную тенденцию. В результате в типовом многоэтажном строительстве спад спроса фиксируется компаниями на 50 - 90%, в деревянном малоэтажном домостроительстве чуть меньше - на 30 - 60%, в проектировании и монтаже инженерных коммуникаций - на 40 - 60%. Наблюдается плавное снижение цен на недвижимость, которое пока не способно оживить спрос. Разрешению проблем отрасли препятствует и возобновление роста стоимости строительных материалов, вызванного увеличением накладных издержек участников рынка. Также в результате девальвации произошел резкий рост стоимости импортных материалов.
Транспорт. Спад объема заказов, по разным оценкам, составляет 60 - 80%. Финансовые проблемы перевозчиков усугубил фактор сезонности - объем перевозок сокращается в зимний период. Цены на транспортные услуги упали на 30 - 50%. Специфические проблемы транспортных компаний, прибыль которых значительно зависит от доли пустого пробега, - резкое падение оборачиваемости транспортных средств (на 50 - 60%). В связи со снижением плотности заказов машинам приходится дожидаться обратного груза из пункта назначения несколько дней либо возвращаться без груза. Усилилась конкуренция со стороны частных перевозчиков. Девальвация рубля привела к росту стоимости запчастей на импортную технику до 30%. Увеличились сроки поставки запчастей, в результате чего компании вынуждены временно выводить из эксплуатации часть парка.
Развитие малого предпринимательства в г. Соколе сдерживает ряд факторов:
- низкая доступность банковского кредитования;
- недостаток помещений;
- изношенность оборудования (особенно у производственных предприятий);
- недостаток квалифицированных кадров;
- трудности выхода на внешние рынки и ведения экспортной деятельности;
- сложность ведения налогового учета;
- низкий уровень развития консультационных услуг по вопросам ведения бизнеса.
Анализ имеющегося в г. Соколе опыта развития МП показывает, что существуют необходимые предпосылки для реализации эффективной политики государственной и муниципальной поддержки МП, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития города.
К таким предпосылкам относятся:
- законодательное закрепление статуса МП как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной и муниципальной поддержки;
- наличие ряда элементов системы поддержки МП, находящихся на разных стадиях формирования, успешно функционирующих в Вологодской области.