ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2010 года N 957
О КОМПЛЕКСНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОРОДА СОКОЛА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 21.11.2011 N 1461, от 26.11.2012 N 1402, от 24.09.2014 N 836, от 13.04.2015 N 304)
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый комплексный инвестиционный план модернизации города Сокола Вологодской области.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области А.В. Кожевникова.
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 26.11.2012 N 1402, от 24.09.2014 N 836)
Справку о выполнении постановления представлять ежегодно к 15 апреля года, следующего за отчетным.
По поручению Губернатора области
первый вице-губернатор области
Н.В.КОСТЫГОВ
КОМПЛЕКСНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН МОДЕРНИЗАЦИИ ГОРОДА СОКОЛА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 21.11.2011 N 1461, от 24.09.2014 N 836, от 13.04.2015 N 304)
Наименование | Комплексный инвестиционный план модернизации города Сокола Вологодской области |
Дата принятия решения о разработке КИП | Протокол заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 22 декабря 2009 года N 25 |
Основные разработчики КИП | Администрация города Сокола. Правительство Вологодской области. "Центр стратегических разработок - Регион", г. Москва |
Цели и задачи КИП | Цель: обеспечение устойчивого экономического роста на основе диверсификации производства, повышение качества жизни населения. Задачи: - Повышение конкурентоспособности экономики города. - Снижение социальной напряженности на рынке труда. - Развитие малого и среднего предпринимательства. - Создание постоянных новых рабочих мест. - Модернизация и развитие комплексной инфраструктуры города. - Повышение эффективности муниципального управления |
Стратегические направления КИП | Создание индустриального парка "Сокол". Развитие лесного кластера и кластера индустриального малоэтажного деревянного домостроения. Развитие малого и среднего предпринимательства |
Сроки и этапы реализации КИП | Срок реализации: 2010 - 2020 годы. Этапы: - 1 этап - 2010 - 2012 годы; - 2 этап - 2013 - 2015 годы; - 3 этап - 2016 - 2020 годы |
Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты КИП | Реализация инвестиционных проектов, в том числе: создание индустриального парка "Сокол"; строительство Сокольского плитного комбината (производство ориентированно-стружечных плит - ОСП); реконструкция производства ОАО "Сокольский ДОК" с целью увеличения мощностей для развития индустриального малоэтажного деревянного домостроения; строительство фабрики "Вологодская бумажная мануфактура" по производству импортозамещающей мелованной печатной бумаги высокого качества; модернизация ООО "Сухонский ЦБК" |
Ключевые целевые показатели КИП | Снижение уровня зарегистрированной безработицы с 6.7% в 2009 году до 1.2% в 2020 году. Снижение доли градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров с 62.8% в 2009 году до 24.5% в 2020 году. Увеличение доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров с 12% в 2009 году до 28.1% в 2020 году. Увеличение доли собственных доходов бюджета в общих доходах бюджета муниципального образования с 74.2% в 2010 году до 88.4% в 2020 году. Создание к 2020 году более 6.6 тыс. новых рабочих мест |
Механизм управления реализацией КИП | Координация реализации комплексного инвестиционного плана модернизации г. Сокола осуществляется Экспертным Советом по развитию моногородов при Губернаторе области (оперативное руководство осуществляет первый заместитель Губернатора области). В состав Экспертного Совета входят представители исполнительной и законодательной власти области, органов местного самоуправления, кредитных организаций, бизнес-сообщества, общественных объединений. Мониторинг и управление реализацией комплексного инвестиционного плана модернизации г. Сокола осуществляется Агентством городского развития (с участием представителей градообразующих предприятий, кредитных организаций, общественных объединений г. Сокола). Координацию реализации комплексного инвестиционного плана модернизации в сфере предпринимательства осуществляет Совет по малому и среднему предпринимательству. Оперативное управление развитием ИП "Сокол" возложено на дирекцию индустриального парка |
Источники и объемы финансирования КИП | общий объем финансирования на 2010 - 2020 годы составит 62223.9 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1490.1 млн. рублей, областного бюджета - 875.9 млн. рублей, муниципального бюджета - 37.7 млн. рублей, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 63.5 млн. рублей, внебюджетных источников - 59756.7 млн. рублей |
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 21.11.2011 N 1461) |
Демографические факторы играют главенствующую роль в развитии территорий, разработке баланса трудовых ресурсов, федеральных, региональных, муниципальных программ и бюджетов, особенно моногородов.
В Вологодской области 312 тыс. человек проживают в моногородах, доля жителей моногородов в населении региона составляет 25%.
Вологодская область является типичным регионом с демографическими показателями, характерными (с незначительными отклонениями) для России в целом. Область относится к регионам, в которых наблюдалось в 2008 г. превышение естественной убыли над миграционным приростом (в целом по РФ таких субъектов 31), что привело к сокращению численности населения (59 субъектов РФ). Сокращение населения происходит в основном за счет сельского населения. При этом коэффициент естественного сокращения (-4.9) превышает среднероссийский показатель (-2.6), а коэффициент миграционного прироста (0.5) отстает от показателя по России (1.8).
Восполнение естественной убыли населения частично компенсировалось миграционным приростом. Население Вологодской области составляет на 1 января 2009 г. 0.86% населения РФ (городское население - 0.81%; сельское - 0.99%), занимая по численности населения 44 место среди субъектов РФ.
В Вологодской области 15 малых городов, среди которых 6 - с числом жителей от 10 до 19.9 тыс. человек и 2 города - от 20 до 49.9 тыс. человек, среди которых - г. Сокол.
Сокол относится к моногородам с несколькими градообразующими предприятиями лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Численность населения города Сокола по состоянию на 01.01.2009 - 40.5 тыс. человек (из них 44.5% - мужчины).
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
все население города | 44.2 | 43.7 | 43.1 | 42.3 | 41.7 | 41.2 | 40.9 | 40.7 | 40.5 |
женщины | 23.8 | 23.6 | 23.3 | 23.2 | 23 | 22.8 | 22.6 | 22.6 | 22.5 |
мужчины | 20.4 | 20.1 | 19.8 | 19.1 | 18.7 | 18.4 | 18.3 | 18.1 | 18 |
По социально-демографическим группам население распределено следующим образом:
- моложе трудоспособного возраста - 6.5 тыс. чел. (16.2%);
- трудоспособного возраста - 25.0 тыс. чел. (61.7%);
- старше трудоспособного возраста - 9 тыс. чел. (22.1%).
Демографическая ситуация г. Сокола характеризуется (как и в целом по области и стране) сокращением численности населения в силу его естественной убыли.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
моложе трудоспособного возраста | 19.4 | 18.6 | 17.9 | 17.1 | 16.4 | 16 | 15.9 | 15.9 | 16.2 |
в трудоспособном возрасте | 58.5 | 59.3 | 60.5 | 61 | 61.6 | 62.1 | 62.3 | 62 | 61.7 |
старше трудоспособного возраста | 22.1 | 22 | 22.6 | 22 | 22.1 | 21.9 | 21.8 | 22 | 22.1 |
С 2000 года по 2008 год численность населения города уменьшилась на 3.7 тыс. человек, или на 8.3%. Значительно сократилась численность мужчин - на 11.6%, или на 2.3 тыс. человек, также наблюдается сокращение женского населения - на 5.5%, или на 1.3 тыс. человек.
В период с 2000 по 2006 год отмечалась тенденция роста (с 58.5% до 62.3%) доли трудоспособного населения в общей численности населения города, что обусловлено преобладанием числа вступивших в этот возраст (родившихся в 1980-е годы) над числом выходивших из него (родившихся в послевоенное время). Начиная с 2007 года доля данной возрастной категории стала сокращаться и на 1 января 2009 года составила 61.7%, что на 1.3% ниже областного уровня и на 1.5% - среднероссийского уровня. В ближайшей перспективе этот процесс будет нарастать, что может вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда.
Динамика возрастной структуры населения за 2000 - 2008 годы также свидетельствует о снижении в общей численности населения города доли населения моложе трудоспособного возраста (на 3.2%).
В 2008 г. до 16.2% снизилась доля лиц моложе трудоспособного возраста по сравнению с 2000 - 2004 гг., но выросла по сравнению с 2005 - 2007 гг., что связано с ростом рождаемости в последние годы (в 2000 г. - 19.4%, 2001 г. - 18.6%, 2002 г. - 17.9%, 2003 г. - 17.1%, 2004 г. - 16.4%, 2005 г. - 16%, 2006 г. - 15.9%, 2007 г. - 15.9%).
Так, коэффициент замещения поколений (КЗП) составил 0.9 (2000 г. - 3.0; 2001 г. - 3.5; 2002 г. - 3.1; 2003 г. - 2.8; 2004 г. - 2.0; 2005 г. - 1.6; 2006 г. - 1.3; 2007 г. - 1.1). Коэффициент замещения поколений у женщин и мужчин имеет одинаково негативную тенденцию к падению.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Мужчины | 3.4 | 3.8 | 3.4 | 2.9 | 2.1 | 1.7 | 1.4 | 1.1 | 1.0 |
Женщины | 2.7 | 3.3 | 2.9 | 2.7 | 2.0 | 1.5 | 1.3 | 1.0 | 0.8 |
Доля населения старше трудоспособного возраста остается на уровне 2000 года. Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более во всем населении превышает 7%. В настоящее время 22% жителей Сокола, т.е. каждый пятый сокольчанин, находится в этом возрасте (по России - каждый седьмой житель).
Коэффициент демографической нагрузки (число лиц в возрасте 0 - 15 лет и в возрасте 60 и старше на 1000 человек населения в возрасте 16 - 59 лет) резко увеличился в 2005 г. и сохраняет тенденцию к падению. Это означает, что соотношение экономически и социально активного населения и трудоспособного населения падает, следовательно, сокращается нагрузка на экономику города непроизводительного населения.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 (оценка) | |
Коэффициент родившихся | 8.7 | 9.2 | 10.7 | 10.6 | 10.9 | 10.9 | 11.2 | 12.5 | 12.3 | 12.6 |
Коэффициент умерших | 19.3 | 20.0 | 22.4 | 24.1 | 23.5 | 22.2 | 19.8 | 18.8 | 17.9 | 18.0 |
Коэффициент естественного прироста (убыли) | -10.6 | -10.8 | -11.7 | -13.5 | -12.6 | -11.3 | -8.6 | -6.3 | -5.6 | -5.4 |
Среди положительных тенденций 2000 - 2009 годов следует отметить рост рождаемости: с 8.7 человек на 1000 населения в 2000 году до 12.6 в 2009 году, или на 44.8% (12.1 - по России, 12 - по области). Значительную роль в этом направлении сыграло совершенствование мер стимулирования рождаемости ("материнский капитал", развитие системы пособий на рождение, воспитание и др.), реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", увеличение числа женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет).
Если в 2000 году смертность населения превышала рождаемость в 2.2 раза, то в 2009 году - уже в 1.4 раза, что характеризует положительные сдвиги в демографической ситуации города. В расчете на 1000 населения и в сравнении со среднеобластными значениями показатели смертности по городу выше: 18.0 промилле против 16.3.
Среди основных причин смерти населения в г. Соколе, как в целом и России, внешние причины занимают второе место после сердечно-сосудистых заболеваний, к которым традиционно относят также последствия, вызываемые употреблением алкоголесодержащих жидкостей.
Регистрация инвалидности повторяет в общих чертах картину смертности: сокращение в 2008 г. и рост в 2009 г.
Удельное количество сердечно-сосудистых заболеваний на территории города превышает аналогичные показатели по Российской Федерации в отдельные годы в полтора раза.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Город Сокол | 34.7 | 32.2 | 40.7 | 40.2 |
Российская Федерация | 23.1 | 26.6 | 26.2 | 26.6 |
Удельная смертность трудоспособного населения в городе Соколе существенно выше аналогичных показателей по Вологодской области (в 1.2 р.) и Российской Федерации (в 1.3 р.).
2007 | 2008 | |
Город Сокол | 1062.5 | 814.4 |
Вологодская область | 674.9 | 701.5 |
Российская Федерация | 656.8 | 645.1 |