На развитие отрасли строительства существенное влияние оказывают социально-экономические, географические, демографические, геологические особенности регионального развития.
Средняя заработная плата работников в строительной отрасли растет (за январь - август 2010 года - 18006 рублей), однако разрыв с заработной платой в обрабатывающем производстве остается значительным (более 23%).
Из-за сравнительно невысокого уровня заработной платы при сложных условиях труда (тяжелый физический труд, в том числе на обширной территории области в условиях наличия труднодоступных населенных пунктов, удаленность населенных пунктов на значительные расстояния при отсутствии развитой инфраструктуры дорог, сферы обслуживания) отрасль строительства становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии строителя является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
Влияние мирового финансово-экономического кризиса с октября 2008 года привело к сокращению рабочих мест и объемов производства ряда строительных организаций.
С начала 2009 года произошло значительное уменьшение объемов производства большинства видов строительных материалов вследствие снижения спроса на строительные материалы со стороны строительного комплекса и нарушения платежеспособного баланса финансово-кредитных организаций, снизивших объемы выдачи кредитов основным застройщикам.
Строительная индустрия
Конкурентное окружение стройиндустрии Вологодской области характеризуется наличием высокоразвитой промышленности в соседних регионах, находящихся вблизи от основных рынков сбыта и сырья.
К основным проблемам предприятий стройиндустрии можно отнести:
- недостаточный объем инвестиций, направляемых на модернизацию и реконструкцию производства;
- высокий износ основных фондов;
- невысокую прибыль;
- снижение доступности кредитования для организаций строительного комплекса, что негативно сказывается на развитии собственного потенциала организаций, а также сроках реализации и окупаемости проектов модернизации производств;
- недостаточность мощностей по выпуску конкурентоспособной, импортозамещающей, инновационной продукции для обеспечения строительства современными качественными материалами.
Жилищное строительство
Согласно результатам опроса, проведенного Вологодским научно-координационным центром ЦЭМИ РАН, вопрос улучшения жилищных условий актуален для 55% населения области. Наиболее остро эта проблема стоит в областном центре - 60%.
Ввод жилья на душу населения по районам области неравномерен. По итогам 2009 года в среднем по области введено 0.403 кв. м на человека при разбросе от 0.006 кв. м на человека в Сокольском районе до 0.61 кв. м в Череповецком районе. Объемы ввода жилья во многих районах области не отвечают существующей потребности.
Значительное снижение инвестиций в отрасль и ограниченный финансовый ресурс застройщиков в последние два года значительно сдерживают развитие массового жилищного строительства в области.
Серьезной проблемой является предоставление жилья по договорам социального найма малообеспеченным слоям населения. Обязательства по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма имеются почти перед 32.5 тыс. семей.
Кризис способствовал падению цен на жилье. Тем не менее его стоимость превышает средний доход в Вологодской области в 2.7 раза. Таким образом, приобретение и строительство жилья в области с использованием рыночных механизмов по-прежнему доступны лишь семьям с высоким уровнем доходов.
По итогам 2009 года коэффициент доступности жилья для граждан области составил 4.6 года. Значение данного показателя в области практически соответствует среднероссийскому показателю (по итогам 2009 года в среднем по России - 4.5 года).
Также следует отметить, что в 90-х годах государство, законодательно обеспечив существование жилищного рынка, практически прекратило бюджетное финансирование строительства жилья. Такой резкий уход государственного заказа из жилищной сферы способствовал возникновению административных барьеров в отношении выделения земельных участков, пригодных под жилищную застройку, и сроков оформления исходно-разрешительной документации на строительство.
Строительство социально-культурной сферы
Наряду со строительством жилья на территории области строятся объекты образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры, физкультуры и спорта. Развито дорожное строительство. Ведется строительство и реконструкция объектов агропромышленного комплекса, коммунального хозяйства.
Объекты социальной инфраструктуры являются объектами капитального строительства, необходимыми для осуществления определенных федеральными законами и Уставом Вологодской области полномочий области как субъекта Российской Федерации. Определение потребности в объектах систем образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, а также социальной защиты населения проводится исходя из проектной численности и возрастной структуры населения области.
В 2008 - 2009 годах в области введены в эксплуатацию 4 общеобразовательные школы (с. Нюксеница, п. Шексна, с. Устье Усть-Кубинского района, п. Туровец Междуреченского района), плавательные бассейны в г. Великом Устюге и г. Вытегре, спортивный комплекс с ледовой площадкой в п. Шексна, физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Шуйском, учебно-спасательный центр МЧС "Вытегра", амбулатория на 100 посещений в смену в с. Коротоково Череповецкого района, городская поликлиника N 1 на 1050 посещений в смену в г. Вологде, радиологический корпус областного онкодиспансера в г. Вологде, корпус на 600 коек с поликлиникой на 400 посещений в смену областной детской больницы, терапевтический корпус ЦРБ в п. Вожега, инфекционный корпус на 14 коек в г. Белозерске, 16-квартирный жилой дом для ветеранов в с. Нюксеница, блоки "А" и "В" Дома культуры в п. Вожега, МУК "Дворец культуры "Строитель" им. Д.Н. Мамлеева в г. Череповце, здание областного суда в г. Вологде.
В 2010 году продолжается строительство спортивного комплекса и областной детской больницы в г. Вологде, индустриального парка "Шексна".
За последние годы произошло общее снижение доступности качественных образовательных, медицинских, культурных услуг для населения области (таблица 2.1).