Действующий

О КОМПЛЕКСНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 24.09.2014)

3.2.1. Межмуниципальный инвестиционный проект "Индустриальный парк "Шексна"


В рамках решения вопросов модернизации экономики моногорода Череповца в области реализуется проект создания индустриального парка "Шексна" на основе как продуктовой, так и технологической диверсификации.

Обоснование необходимости создания индустриального парка "Шексна" для решения проблем социально-экономического развития моногорода Череповца:

1. Отсутствие больших свободных участков земель в городе Череповце, пригодных для нового промышленного строительства.

В настоящее время в большинстве случаев высокий спрос на земли под greenfield-проекты идет от иностранных компаний и современных российских производственных комплексов, инвестирующих в крупные производственные и инфраструктурные объекты в России. Связано это с тем, что многие проектные и технологические решения, применяемые на Западе и переносимые на российский рынок, нецелесообразно адаптировать под существующие сети коммуникаций и инженерии, часто морально и физически устаревшие. То же самое относится и к компаниям, планирующим размещать производства с применением иностранных технологий и ноу-хау.

Город Череповец имеет сложившуюся традиционно промышленную структуру производства и ограничен в своем развитии существующими предприятиями и рамками территориального планирования. Население же в свою очередь в большей степени имеет годами наработанный опыт и навыки работы на промышленных предприятиях города. Таким образом, новое индустриальное развитие, промышленное строительство и создание новых производств с учетом возможного высвобождения персонала и его использования, невозможно осуществить в самом городе в рамках существующих границ ввиду отсутствия необходимых больших свободных площадей и участков greenfield-территорий.

2. Наличие комплекса инфраструктур

<От создания ИП "Шексна" в Вологодской области можно провести параллели в прошлое, когда принималось решение о строительстве в Greenfeild на северо-западе страны металлургического производства - Череповецкого металлургического завода. Существенным фактором выбора месторасположения строительства будущего завода послужила привязка к существующим и планируемым к реализации магистральным путям сообщения как железнодорожного, так и водного транспорта. И, несмотря на отсутствие стандартных характеристик к такому строительству в месте, где не было ни своей минерально-сырьевой базы, ни источника энергоресурсов, закладка нового производства, оказавшегося впоследствии одним из крупнейших мировых производителей проката и сталей, состоялась.

Данная ситуация объяснялась вполне реальными экономическими предпосылками, связанными с ориентацией завода на конечных потребителей, и, как следствие, предпосылками к стремлению снижения тех же транспортных издержек, но уже оказывающих более существенное влияние на формирование добавленной стоимости, чем транспортировка исходного сырья. Сегодня время доказало правильность выбора.>

Получение налоговых преференций при реализации greenfield-проектов является желательным, но не определяющим фактором. Доступность коммуникаций, сырья, рынков сбыта имеет большее значение. И это доказала историческая практика.

На основе данных приоритетов и имеющегося опыта был проведен всесторонний анализ возможностей развития промышленного потенциала города Череповца в близлежащих районах: Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Белозерском.

Исходя из требований современной логистики для размещения новых производств "точкой" совмещения всех инфраструктур стал Шекснинский район. Таким образом, для размещения нового современного индустриального строительства и развития комплекса производств после рассмотрения и сравнения нескольких вариантов был выбран оптимальный земельный участок площадью 2000 га в месте, свободном от застроек и различных обременений. Участок развития в формате индустриального парка, получивший название главной водной артерии места размещения - реки Шексна, оказался на пересечении всех видов транспортных коммуникаций, позволяющих быстро доставлять и ресурсы, и персонал новых предприятий к месту работы, а также имеет самые благоприятные условия дальнейшего развития энергетических мощностей:

2.1. Железнодорожная магистраль - Северная железная дорога (участок Вологда - Череповец). До участка индустриального парка - 1.5 км, строится подъездной железнодорожный путь с заходом на территорию парка.

Расстояние между Череповцом (при этом жилой район города является станцией отправления персонала) и ближайшей станцией примыкания к индустриальному парку по железной дороге составляет 16.8 км, время в пути - 20 минут. Кроме того, на участке Вологда - Череповец ежесуточно курсируют пригородные поезда (8 поездов). На данном участке курсируют две пары скоростных поездов 6485/6486, 6491/6492 с остановками только в крупных населенных пунктах (дачных кооперативах) Дикая, Кипелово, Чебсара, Шексна.

2.2. Автодорога - автотрасса федерального значения "Вологда - Новая Ладога" (А-114) сетью автодорог областного значения связана с площадкой индустриального парка.

Расстояние между Череповцом и северной точкой индустриального парка (поворот на д. Пача, км 97 + 470) по автомобильной дороге 33.4 км, время в пути - от 30 - 40 минут. Также на участке Вологда - Череповец организована эффективная автобусная маршрутная сеть. Ежедневно в прямом сообщении на данном маршруте автобусами выполняется 27 рейсов и 10 рейсов транзитных автобусных маршрутов.

Расстояние от сети действующих автодорог до участка индустриального парка - от 200 метров до 1.5 км. Осуществляется постоянная оптимизация расстояния и времени в пути - строятся новые подъездные автодороги и транспортные развязки.

2.3. Водное сообщение. Река Шексна, Шекснинское водохранилище - Волго-Балтийский водный путь находятся в непосредственной близости к выбранной площадке (1.5 - 2 км).

2.4. Авиасообщение. Расстояние от площадки индустриального парка до аэропорта - 21.6 км. Время в пути - 15 - 20 минут.

2.5. Коридор магистральных газопроводов высокого давления:

- "Грязовец - Ленинград-2" - магистральный газопровод, диаметр трубы - 1200 мм, давление - 55 кгс/кв. см;

- "Грязовец - Ленинград-1" - магистральный газопровод, диаметр трубы - 1000 мм, давление - 55 кгс/кв. см;

- "Вологда - Череповец" - магистральный газопровод, диаметр трубы - 700 мм, давление 55 кгс/кв. см;

- трасса Северо-Европейского газопровода ("Северный поток").

2.6. Объекты электроснабжения

ПС 750/500 "Белозерская" - самый мощный опорный источник в районе, связан с площадкой индустриального парка проходящей по его территории высоковольтной линией "Вологда - Череповец" ВЛ 500 кВ.

Для развития индустриального парка осуществляются новое строительство и реконструкция действующих энергетических мощностей.

Таким образом, выбранная площадка в Шекснинском районе также располагается на выгодном пересечении транспортных магистралей, что способствует реализации проектов современных высокотехнологичных производств как за счет интенсивного производственного цикла, так и за счет значительного снижения транспортных издержек.

3. Доступность "человеческого капитала"