Социальная и техническая инфраструктура включает жилищный фонд города, объекты социальной инфраструктуры, внутригородской общественный пассажирский транспорт.
Общая площадь жилищного фонда города составляет 7146.8 тыс. кв. м (132055 квартир). Обеспеченность жилой площадью на 1 чел. составляет 23.06 кв. м; 99.3% жилищного фонда оборудовано водопроводом, горячим водоснабжением, центральным отоплением и канализацией, 91.6% - газоснабжением.
За 2009 год построено 75 жилых домов (в том числе индивидуальных) на 1830 квартир (за 2008 год - 96 жилых домов, в том числе индивидуальных, на 3020 квартир общей площадью - 198203 кв. м) общей площадью 138158 кв. м, что на 60045 кв. м, или 30.3%, меньше, чем в 2008 году.
Удельный вес индивидуального строительства в общем объеме жилья за 2009 год составляет 11.5% (за 2008 год - 6.4%): индивидуальными застройщиками введено 15903 кв. м (44 дома), что на 3133 кв. м, или 19.7%, больше, чем в 2008 году.
Число семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, на 1 апреля 2010 года - 8640. Подготовлена необходимая градостроительная документация для строительства 830 тыс. кв. м жилья в Зашекснинском микрорайоне.
В городе 1665 многоквартирных домов, более 50% из них требуют проведения ремонтных работ, в том числе оснащения приборами учета.
В привлечение средств Фонда содействия реформированию ЖКХ проведены капитальные ремонты многоквартирных домов: 2008 год - 265 домов (256.1 млн. руб.); 2009 год - 122 дома (250 млн. руб.); 2010 год - 143 дома (247 млн. руб.).
На основании федерального законодательства с целью приведения в нормативное техническое состояние инженерных сетей, строительных конструкций и элементов многоквартирных домов, повышения качества жилищно-коммунальных услуг, создания организационных, правовых и финансовых предпосылок для решения проблемы капитального ремонта жилищного фонда постановлением мэрии города Череповца от 4 мая 2010 года N 1582 утверждена муниципальная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов на 2010 год". Участниками программы являются: товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, управляющие организации.
В рамках реализации программы проведены:
- ремонты внутридомовых инженерных систем, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления;
- ремонты и замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости - ремонт лифтовых шахт;
- ремонты крыш; ремонты подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов;
- разработка проектной документации для капитального ремонта многоквартирных домов и проведение госэкспертизы документации.
Для поддержания жилищного фонда в удовлетворительном состоянии необходимо ежегодно проводить капитальные ремонты 150 - 200 домов (200 - 300 млн. руб.).
В перспективе город планирует принимать участие в планируемых федеральных программах по капитальным ремонтам (федеральная целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства").
Город имеет большое число объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность горожан.
В сфере образования: 88 дошкольных учреждений; 45 дневных общеобразовательных школ (в том числе 1 гимназия, 1 лицей, 3 школы с углубленным изучением отдельных предметов); 1 вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение; 3 учреждения дополнительного образования детей; 6 учреждений начального профессионально-технического образования; 7 специальных учебных заведений; 10 высших учебных заведений (включая филиалы иногородних вузов).
В сфере здравоохранения: 9 больничных учреждений; 20 амбулаторно-поликлинических учреждений во всех районах города.
В сфере физической культуры и спорта: 11 детско-юношеских спортивных школ, в т.ч. 1 частная (хоккейный клуб); 304 спортивных сооружения, в том числе 2 стадиона, 3 плавательных бассейна, 127 спортивных залов, 5 дворцов спорта, в том числе 2 - с искусственным льдом.
В сфере культуры: 17 массовых библиотек; 5 клубных учреждений; 2 профессиональных театра и 1 театрально-концертное учреждение; 10 музеев; 2 парка культуры и отдыха; 4 стационарных кинозала с платным показом; 6 учреждений дополнительного образования (школы искусств, музыкальные, художественные школы).
В 2009 году создана рабочая группа по оптимизации сети муниципальных учреждений социальной сферы: проведен анализ дублирования функций, с учетом которого организованы мероприятия по оптимизации структур муниципальных учреждений, а также реорганизационные штатные мероприятия; осуществлена оптимизация численности сотрудников муниципальных учреждений.
В 2009 году прошла передача ведомственных социальных объектов СБК ЧерМК ОАО "Северсталь" муниципалитету (стадион "Металлург", Дом физкультуры, физкультурно-оздоровительный комплекс, спортивный комплекс "Юбилейный", здание спортивного клуба "Северсталь", стрелковый тир, лыжная база, Дворец спорта, СКЗ "Алмаз", Дворец металлургов ОАО "Северсталь", 4 детско-юношеские спортивные школы спортивного клуба "Северсталь").
Расходы на содержание объектов, переданных от социально-бытового комплекса ЧерМК ОАО "Северсталь", запланированы за счет субсидии из областного бюджета и городских средств.
В рамках внутригородского пассажирского транспорта организовано 32 автобусных и 3 трамвайных маршрута. Стоимость проезда 1 пассажира составляет 14 руб. для всех видов городского (общественного) транспорта.
Выводы:
1. Прогнозируется тенденция незначительного увеличения численности населения города вследствие миграционного притока и увеличения рождаемости.
2. Социальная инфраструктура города по причине изначального (исторического) проектирования и развития города именно как "рабочего города" не обеспечивает реализацию спроса населения города на предоставление услуг.
3. В рамках программы социально-экономического развития город ежегодно осуществляет капитальные вложения в модернизацию объектов социальной инфраструктуры.