________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В ситуации кризиса предприятия череповецкой площадки вынуждены были пойти на сокращение персонала. Было сокращено более 9 тыс. чел., что составляет около 18% списочного состава персонала компании. Выручка от продаж упала более чем на 40%.
В число безработных попали в основном сотрудники, осуществляющие сервисные и обслуживающие функции основных технологических процессов. Это в основном специалисты, имеющие высшее инженерное/экономическое и среднетехническое образование. В настоящее время ситуация на предприятиях череповецкой площадки ОАО "Северсталь" стабилизируется.
Циклы в металлургической отрасли неизменно повторяются в среднем каждые 5 лет. Высвобождение персонала - это не временный процесс градообразующего предприятия, это стратегическая тенденция, вполне обоснованная и связанная со стремлением предприятия выйти на конкурентные позиции по производительности труда, повышением эффективности и снижением затрат.
Компания стремится создавать производства и продукцию в высокорентабельных нишах, диверсифицирует бизнес, уходя в высокодоходные ниши. Инвестиционные интересы компании в городе Череповце не подтверждаются на данный момент инвестиционными планами. В других регионах компания может найти гораздо более выгодные условия: льготные условия по налогам, использование инфраструктуры, близость рынков.
Критические риски:
Экономика города крайне уязвима и зависима от градообразующих предприятий в ситуации экономических потрясений.
Наибольшие изменения под воздействием кризиса претерпела социальная политика металлургических компаний, поскольку, во-первых, она оставалась наиболее похожей на советскую модель предприятия, увешанного социальными объектами и социальными обязательствами, во-вторых, именно металлургические компании сильнее всего сейчас чувствуют на себе кризис: спрос на их продукцию в связи с заморозкой масштабных строек резко упал. Возможности и стратегические приоритеты градообразующего предприятия стали существенно другими. Оно вынуждено отказываться от своих социальных обязательств. Сферы ответственности, формально закрепленные за государством, но фактически отнесенные к корпорациям, вновь переходят к областным/местным властям.
Органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти области должны изменить свою политику управления городом, создавать новые направления экономики и анализировать экономический потенциал, участвовать в реализации коммерческих проектов. Структура и подразделения мэрии города Череповца должны быть расширены новым функционалом и компетенциями:
- управление инвестиционным потенциалом города;
- управление и развитие человеческих ресурсов.
Это те функции, которыми управляло градообразующее предприятие и которые необходимо создавать в экономике города.