2008 год (навигация 20 апреля - 24 ноября) | Доля в общем объеме | 2009 год (навигация 28 апреля - 23 ноября) | Доля в общем объеме | Динамика | |
Створ Торово | |||||
всего рейсов | 8217 | 7684 | 93.5% | ||
грузовых рейсов | 5704 | 69.4% | 5408 | 70.4% | 94.8% |
в том числе танкеров и наливных барж | 1996 | 35.0% | 2246 | 41.5% | 112.5% |
пассажирских рейсов | 988 | 12.0% | 899 | 11.7% | 91.0% |
остальных рейсов | 1525 | 18.6% | 1377 | 17.9% | 90.3% |
Створ шлюзов 7 - 8 | |||||
всего рейсов | 9091 | 10018 | 110.2% | ||
грузовых рейсов | 5912 | 65.0% | 6608 | 66.0% | 111.8% |
в том числе танкеров и наливных барж | 1958 | 33.1% | 2232 | 33.8% | 114.0% |
пассажирских рейсов | 976 | 10.7% | 899 | 9.0% | 92.1% |
остальных рейсов | 2203 | 24.2% | 2511 | 25.1% | 114.0% |
Створ Анненского моста | |||||
всего рейсов | 8415 | 9674 | 115.0% | ||
грузовых рейсов | 5684 | 67.5% | 6589 | 68.1% | 115.9% |
в том числе танкеров и наливных барж | 1956 | 34.4% | 2202 | 33.4% | 112.6% |
пассажирских рейсов | 958 | 11.4% | 874 | 9.0% | 91.2% |
остальных рейсов | 1773 | 21.1% | 2211 | 22.9% | 124.7% |
В общем объеме грузоперевозок преобладают перевозки строительных материалов (44% в общем объеме грузоперевозок); на втором месте по величине грузоперевозок находятся нефтепродукты (36%), далее - грузоперевозки шлаков (7%), химических и минеральных удобрений (3 - 5%), черных металлов (4 - 2%). Остальную часть в объеме грузоперевозок занимают грузоперевозки цветной руды, ломов черных металлов, зерна и др., доля которых в общем объеме грузоперевозок незначительна (менее 1%).
На территории береговой части города расположены:
- ОАО "Череповецкий порт" (промышленные перевозки);
- промышленные порты, принадлежащие ОАО "Северсталь", ОАО "Аммофос" и ОАО "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат";
- ООО "Череповецкий пассажирский порт".
ОАО "Череповецкий порт" - предприятие внутреннего водного транспорта, обладает собственным флотом - 40 ед. (самоходные суда, буксиры, баржи), развитой производственной инфраструктурой: внутрипортовыми авто- и железнодорожными путями, складским хозяйством, перегрузочной техникой и другим специальным оборудованием, способным принимать суда с осадкой до 3.6 м.
ОАО "Череповецкий порт" осуществляет следующие виды деятельности:
- перевозка грузов в судах;
- погрузочно-разгрузочные работы на причалах;
- комплексное обслуживание флота;
- аренда открытых площадок, складов и офисных помещений;
- хранение грузов.
Основные потребители услуг ОАО "Череповецкий порт":
- ОАО "Северсталь", ЗАО "Торговый дом "Северсталь-Инвест" и предприятия холдинга;
- ОАО "Череповецкий "Азот";
- ОАО "Череповецкий завод силикатного кирпича".
Экономический кризис в меньшей степени коснулся предприятия, так как снижение в конце 2008 года объемов перевозок строительных материалов компенсировалось увеличением в 2009 году перевозок (по отношению к 2008 году) ОАО "Северсталь" на 58% и ОАО "Череповецкий "Азот" - на 42%. Это позволило предприятию не снижать объемы работ.
Развитие предприятия направлено на сохранение и обновление материально-технической базы предприятия без значительной его реконструкции. Для этих целей взяты кредитные ресурсы, погашение которых осуществляется за счет собственных средств через увеличение объемов работ.
Проблемы использования водных ресурсов
В настоящее время участок Волго-Балтийского пути (IV участок), граничащий с территорией города, имеет параметры, не в полной мере соответствующие требованиям Волго-Балтийской водной системы:
По состоянию на 1 января 2010 года | Требуемое состояние | |
Ширина судового хода, м | 80 | 90 |
Радиусы поворотов, м | 600 | 800 |
Ширина радиуса поворота, м | 80 - 90 | 120 |
Отметка дна, м | 90 - 100 | 95 |
В связи с недостаточным выделением средств из федерального бюджета на капитальный ремонт и текущее содержание Волго-Балта не выполняется необходимый объем ремонтно-восстановительных работ на гидротехнических сооружениях и судоходном канале, что отрицательно сказывается на пропускной способности водного пути и его техническом состоянии. В то же время ежегодно растет интенсивность судоходства. Череповецкий филиал учреждения ходатайствовал в ГБУ "Волго-Балт" о выделении федеральных средств для инвестиций в период 2011 - 2015 годов, в том числе и для капитальной реконструкции 4 участка водного пути: река Нижняя Шексна - Судьбицы - Торово на отрезке 583 - 528 км длиной 55 км, предусматривающей сухоройные, землечерпательные работы, направленные на расширение и дноуглубление. Решение пока не принято, мероприятия не включены в федеральную целевую программу.
При этом берегоукрепление и дноуглубление для причаливания пассажирских и грузовых судов не входят в компетенцию Управления водных путей и судоходства и не планируются для решения за счет федеральных целевых средств.