В пределах Вологодской области проходят транспортные коридоры:
"Транссиб" (Владивосток - Челябинск - Буй - Вологда - Череповец - Бабаево - Санкт-Петербург).
"Север - Юг" (Москва - Данилов - Вологда - Вожега - Архангельск с ответвлением на Воркуту и Мурманск).
Плотность железнодорожных путей общего пользования составляет 53 км на 10 тыс. кв. км при среднероссийском уровне 50 км.
На территории Вологодской области перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом осуществляются Вологодским и Сольвычегодским отделениями Северной железной дороги, в западной части области - Волховстроевским отделением Октябрьской железной дороги.
Все железнодорожные пути общего пользования на территории области электрифицированы. Общая длина путей составляет 769 км.
На территории области находится 36 железнодорожных станций, предоставляющих услуги по перевозке грузов и пассажиров, ремонтное локомотивное депо (г. Вологда) и эксплуатационное депо (ст. Лоста), 3 крупных сортировочных парка (ст. Лоста, Кошта, Бабаево).
По железным дорогам в пределах Вологодской области отправляется ежегодно свыше 20 млн. тонн грузов, поступает для области более 33 млн. тонн и пропускается транзитом порядка 60 млн. тонн грузов.
Объемы погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте общего пользования представлены в таблице 6.
Таблица 6
Виды грузов | Объемы погрузки грузов (тыс. тонн) | ||
2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Лесные | 2742.0 | 3156.1 | 1907.2 |
Лом черных металлов | 310.5 | 295.0 | 206.0 |
Нефть и нефтепродукты | 139.2 | 111.1 | 72.9 |
Черные металлы | 9651.5 | 9140.0 | 6597.8 |
Химические и минеральные удобрения | 3133.9 | 2989.8 | 3127.5 |
Каменный уголь | 0.6 | 0.6 | 0.3 |
Кокс | 325.9 | 251.9 | 280.8 |
Строительные | 1597.0 | 1274.4 | 779.6 |
Гранулированный шлак | 1410.4 | 1270.8 | 827.9 |
Химикаты | 512.2 | 518.4 | 410.3 |
ИТОГО | 18470.4 | 19504.1 | 14582.8 |
Для повышения качества обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте проводится работа по развитию инфраструктуры пассажирских перевозок, осуществляется реконструкция и капитальный ремонт зданий железнодорожных вокзалов (Череповец-1, Вологда-1, Кадниковский, Вожега, Грязовец, Шексна, Кипелово, Паприха, Сухона, Бабаево), реконструкция и строительство посадочных платформ на станциях Кипелово, Вожега, Семигородняя, Шексна, Чебсара, Кадниковский, Грязовец, Паприха.
Устойчивой работе железнодорожного транспорта в последние годы способствовала ликвидация "узких мест" (увеличение пропускной способности), модернизация инфраструктуры, совершенствование технологии перевозочного процесса на основных транспортных коридорах. Так, с 2005 года осуществляется реконструкция Вологодского и Череповецкого узлов, станций (удлинение путей) Лоста, Вологда-1, Вологда-2, Молочное, Шеломово, Череповец-1, Череповец-2, Хемалда, Шексна, Кущуба, Кипелово, Дикая, Кошта, Бабаево. Построены новые технологические объекты на станции Лоста (электровозное депо, пункт технического осмотра локомотивов, вагонов, транзитный парк). Завершено строительство второго пути на железнодорожном участке Вологда - Буй. Завершено строительство второй нитки железнодорожного моста на реке Шексне.
ОАО "Российские железные дороги" за последние годы в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Вологодской области направлены значительные инвестиции. Это позволило в полном объеме удовлетворить платежеспособный спрос на транспортные услуги, повысить эффективность работы железнодорожного транспорта, обеспечить разработку и внедрение современных технологий в перевозочный процесс.