Инновационный вариант предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортного комплекса области, которое наряду с достижением целей, предусматриваемых при реализации энергосырьевого варианта, позволит обеспечить транспортные условия для развития инновационной составляющей экономики и повышения качества жизни населения области.
Для инновационного варианта сохраняется ряд положительных особенностей, характерных для энергосырьевого варианта. В то же время отличительными особенностями развития транспортного комплекса области по инновационному варианту станут:
повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения;
рост объемов перевозок пассажиров транспортом общего пользования и прежде всего автомобильным транспортом;
необходимость строительства и реконструкции автодорожной сети, связывающей сельские районы с местами приложения рабочей силы, в связи с повышением уровня доходов и качества жизни населения.
При реализации данного варианта транспортный комплекс области должен развиваться опережающими темпами по сравнению с отраслями экономики и социальной сферой для того, чтобы снять инфраструктурные ограничения перспективного социально-экономического развития области, зависящие от транспорта.
Реализация инновационного варианта развития транспортного комплекса позволит решить основные задачи, стоящие перед областью, а именно:
повышение мобильности населения области до уровня ведущих регионов страны;
снижение дифференциации в доступности транспортных услуг различных районов области и социальных групп населения;
повышение экономической эффективности пассажирских и грузовых перевозок, оптимизация транспортных издержек экономики, повышение доступности транспортных услуг для населения.
В соответствии с рассматриваемыми сценарными вариантами разработаны прогнозные оценки объемов перевозок грузов и пассажиров на период до 2020 года, которые приведены в приложении 1 к Стратегии.
Сопоставление сценарных вариантов приводит к выводу, что инновационный вариант выступает в качестве целевого для долгосрочной областной транспортной политики, поскольку в полной мере позволяет реализовать стратегические интересы области.
При переходе к инновационному варианту развития транспортного комплекса области необходимо обеспечить:
развитие конкурентного рынка транспортных услуг;
доступность транспортных услуг для населения;
расширение номенклатуры и повышение качества транспортных услуг на основе применения современных транспортных, логистических и инфокоммуникационных технологий, развитие новых форм организации транспортного процесса и взаимодействия между видами транспорта;
повышение производительности труда и энергоэффективности на транспорте;
транспортное обеспечение новых центров социально-экономического развития области;
высокую территориальную мобильность населения;
повышение инновационной активности транспортных организаций, обновление транспортных и технических средств, усиление роли научно-технического обеспечения в развитии транспортного комплекса;
рост уровня профессиональной подготовки и квалификации работников транспорта, улучшение их материального и социального обеспечения, создание безопасных условий труда;
надежность и безопасность функционирования транспортного комплекса, в том числе в сфере экологии;
улучшение инвестиционного климата в транспортных отраслях.