Недействующий

О ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 01.04.2014)

1.3. Речной транспорт и внутренние водные пути


По территории Вологодской области проходят две водные магистрали: Волго-Балтийский водный путь (ВБВП) и река Сухона с Северо-Двинской шлюзованной системой (СДШС).

На территории области расположены 7 организаций, осуществляющих перевозку и переработку грузов, 2 района водных путей и судоходства, обеспечивающих содержание судоходной обстановки на внутренних водных путях, 2 района гидросооружений и судоходства, обеспечивающих пропуск судов через гидротехнические сооружения, а также выработку электроэнергии.

Перевозка населения области речным транспортом осуществляется паромной переправой (Великоустюгский муниципальный район) и катером (Междуреченский муниципальный район).

Водные пути, находящиеся на них судоходные гидротехнические сооружения являются федеральной собственностью, и их текущее содержание, реконструкция финансируются из федерального бюджета.

Важное значение для экономики Вологодской области имеет Волго-Балтийский водный путь.

С освоением глубоководной магистрали появилась возможность производить бесперевалочную транспортировку грузов не только между экономическими районами России, но и между морскими портами северных и южных морей Европы. Эти перевозки осуществляются крупнотоннажными судами смешанного "река - море" плавания грузоподъемностью до 5500 тонн.

На территории Вологодской области расположены основные гидротехнические сооружения Волго-Балта: 8 судоходных шлюзов; 3 гидроэлектростанции; 5 водосбросов; 3 водохранилища и другие сооружения (плотины, дамбы, мостовые и паромные переправы). Общая протяженность Волго-Балтийского водного пути по Вологодской области составляет 361 км.

По интенсивности судоходства Волго-Балтийский водный путь относится к водным путям I группы. В последние годы растет объем перевозок грузов по внутренним водным путям. Преобладающими стали транзитные потоки внешнеторговых грузов (более 60% всего объема), в то время как ранее экспортно-импортные грузы были второстепенными. Направление грузопотоков в сторону Балтики стало основным по трассе ВБВП. Растет количество шлюзований и количество пропущенных через шлюзы судов. С развитием транспортного коридора "Север - Юг" объемы перевозок народнохозяйственных грузов по внутренним водным путям существенно увеличатся (по прогнозам - более 30%).

Количество всех судов, пропущенных через шлюз N 1 Вытегорского района гидросооружений и судоходства в 2010 году, составило 8046 единиц.

По Волго-Балту совершают регулярные рейсы десятки комфортабельных туристских судов. Количество туристских судов, пропущенных через шлюз N 1 Вытегорского района гидросооружений и судоходства в 2010 году, составило 800 единиц.

За годы эксплуатации гидротехнические сооружения Волго-Балтийского водного пути изношены, необходимы их реконструкция и техническое перевооружение.

Подпрограммой "Внутренние водные пути" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России на 2002 - 2010 годы" предусматривалось проведение реконструкции гидротехнических сооружений Волго-Балтийского водного пути, при этом на реализацию мероприятий средства из федерального бюджета выделялись незначительные.

Работы по реконструкции объектов продолжаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках подпрограммы "Внутренний водный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", а также средств федерального бюджета, направляемых на капитальные и текущие ремонты гидротехнических сооружений и содержание внутренних водных путей.

Предусмотренные федеральной целевой программой работы и объемы финансирования из средств федерального бюджета представлены в таблице 7.

Таблица 7

Мероприятия

Объемы финансирования, млн. рублей

всего

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Реконструкция комплекса пришлюзовых и межшлюзовых причальных сооружений

2454.18

518.91

516.47

718.8

700.0

Реконструкция автономного энергоснабжения шлюзов Северного склона

966.9

-

103.5

251.3

404.1

208.0

Крепление берегов водораздельного канала

1342.7

113.5

375.5

417.6

436.1

Реализация комплекса работ по реконструкции отдельных элементов шлюзов N 1 - 6

85.133

85.133

Реконструкция дамб, ограждающих канал 61 - 62

145.8

145.8

 


Северо-Двинская шлюзованная система построена в 1828 году и представляет собой комплекс подпорных и судоходных гидротехнических сооружений, соединяющих ряд озер. Общая протяженность системы - 127 км.

В состав Северо-Двинской шлюзованной системы входят 5 каналов, 7 озер, одна судоходная и 5 водосбросных плотин, 6 однокамерных шлюзов ряжевой конструкции, имеющих габариты: длину камер - 156 м, ширину - 12.8 м, глубину над королем - 2.5 м. Габариты шлюзов позволяют использовать флот на перевозках грузоподъемностью до 1000 тонн. За период эксплуатации сооружения дважды полностью перестраивались в 1865 и 1917 годах с использованием тех же строительных материалов.

Гидротехнические сооружения устарели не только морально (не отвечают современным требованиям эксплуатации), но и физически (деревянные конструкции практически исчерпали свою несущую способность).

Реконструкция объектов Северо-Двинской шлюзованной системы не вошла в перечень объектов, предусмотренных федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России на 2002 - 2010 годы". Ремонты гидросооружений системы выполнялись за счет средств федерального бюджета, направляемых на капитальные и текущие ремонты.

Дальнейшая реконструкция гидросооружений Северо-Двинской шлюзованной системы предусмотрена подпрограммой "Внутренний водный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", а также за счет средств федерального бюджета, направляемых на капитальные и текущие ремонты гидротехнических сооружений.

Объектом программы является "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы".

В рамках проекта предусматривается реконструкция: