Недействующий

О ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 01.04.2014)

2. Оценка состояния и проблемы транспортного комплекса области


В настоящее время транспортный комплекс имеет значительный потенциал, обеспечивающий платежеспособный спрос населения и экономики области в перевозках. Вместе с тем, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортного комплекса в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень развития транспорта достаточным.

Выравниванию экономического развития муниципальных образований области препятствует значительная неравномерность в развитии транспортной сети. Для 13 муниципальных районов области автомобильный пассажирский транспорт является единственным видом транспорта.

В ряду основных недостатков транспортного комплекса области выделяется низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. Сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, снижение темпов обновления транспортных средств привели к существенному ухудшению их технического состояния и работоспособности.

Растущий спрос на качественные транспортные услуги удовлетворяется не полностью из-за недостаточного технического уровня транспортного комплекса и накопленного отставания в области транспортных технологий.

Рост личной мобильности граждан (приобретение автомобилей в личную собственность), развитие малого и среднего бизнеса, которые в рыночных условиях невозможны без высокого уровня автомобилизации, сдерживаются недостаточным развитием сети автомобильных дорог на территории области.

Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием 1959 населенных пунктов области не имеют круглогодичной транспортной связи с районными центрами. В данных населенных пунктах проживает 36338 человек, что составляет 2.8% от населения области.

Значительный рост объемов перевозок грузов сдерживается дефицитом пропускных возможностей транспортной инфраструктуры.

Остается низким уровень безопасности транспортной деятельности, особенно на автомобильном транспорте. Количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на автомобильном транспорте в 2010 году составило 2093, количество погибших в ДТП - 196 человек, раненых в ДТП - 2621 человек.

Автомобильный транспорт является основным загрязнителем воздушного бассейна, его доля в общих выбросах составляет в среднем по области 20.6%. В общей массе выбросов от автотранспорта по области на г. Череповец приходится 31.5%, г. Вологду - 28%, г. Сокол - 3.4%, и г. Великий Устюг - 3.3%. Выброс загрязняющих веществ автотранспортом от общего количества выбросов в городах составляет: в Вологде - 88%, в Великом Устюге - 84%, в Соколе - 60%, в Череповце - 9.8%.

На фоне роста спроса на транспортные услуги и еще более значительного его увеличения в прогнозной перспективе в транспортном комплексе в целом и в отдельных отраслях транспорта сохраняется ряд нерешенных внутренних проблем:

не завершены структурные преобразования;

практически на всех видах транспорта области сохраняется тенденция старения основных фондов и их неэффективного использования. Средний износ основных производственных фондов составил на железнодорожном транспорте 60%, на внутреннем водном - 70%, на автомобильном - 58.5%, городком наземном электрическом пассажирском транспорте: троллейбусы - 55.6%, трамваи - 90.0%, на воздушном - 76.7%;

низкая рентабельность и убыточность пассажирских перевозок на ряде маршрутов приводит к сокращению маршрутной сети и снижению количества выполняемых рейсов;

повышение цен на топливо, электроэнергию, эксплуатационные материалы оказывает существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность перевозчиков. В ряде предприятий удельный вес затрат на ГСМ в общих расходах составляет 35 - 40%;

остро стоит проблема привлечения инвестиций в развитие транспортной отрасли, что обусловлено низкими инвестиционными возможностями транспортных предприятий и трудностями с привлечением долгосрочных заемных средств;

недостаточный уровень нормативно-правового обеспечения развития транспортного комплекса и рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы качества транспортных услуг, развития механизмов государственно-частного партнерства, распределения прав, ответственности и рисков;

нездоровая конкуренция на рынке пассажирских перевозок, которая выражается наличием большого количества перевозчиков, осуществляющих неорганизованные перевозки пассажиров по автобусным маршрутам (без заключения договоров с заказчиками перевозок). Данными перевозчиками допускаются многочисленные нарушения технологии перевозочного процесса и требований по обеспечению безопасности перевозок. Причиной этого является отсутствие федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации пассажирских перевозок;

сокращение маршрутной сети и количества выполняемых рейсов по причинам отсутствия финансирования на покрытие убытков от перевозок пассажиров по социально значимым автобусным маршрутам, установления тарифов на проезд ниже экономически обоснованных, отсутствия муниципальных заказов и договоров на пассажирские перевозки со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований области;

в транспортном комплексе области усиливается дефицит квалифицированных профессиональных кадров основных профессий;

состояние и темпы развития автомобильных дорог и улично-дорожной сети не соответствуют темпам развития автомобилизации области. Это приводит к заторам на автомобильных дорогах, уменьшению скорости сообщения, снижению количества рейсов и качества пассажирских перевозок, росту дорожно-транспортных происшествий, существенному увеличению эксплуатационных затрат перевозчиков.

Стратегией социально-экономического развития области поставлены задачи повышения темпов экономического роста, увеличения валового внутреннего продукта, значительного повышения жизненного уровня населения области.

Транспорт должен не только обеспечить растущий спрос на транспортные услуги, но и стать одним из катализаторов развития и повышения конкурентоспособности экономики, важным фактором повышения уровня жизни и развития области. Потребуются значительные инвестиции для снятия инфраструктурных ограничений, технической и технологической модернизации транспорта.

Необходима новая долгосрочная транспортная Стратегия, которая определит приоритеты региональной транспортной политики, основные задачи развития транспортной инфраструктуры области и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики на период до 2020 года.

Стратегия основывается на положениях законодательства Российской Федерации, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, транспортных стратегиях Российской Федерации на период до 2020 года и на период до 2030 года, концепциях развития отраслей транспорта, федеральных целевых программах, также на положениях областного законодательства, концепции Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, Схеме территориального планирования Вологодской области, ежегодных посланиях Губернатора области Законодательному Собранию области, долгосрочных областных целевых программах и основных направлениях развития отраслей транспорта на перспективу.

Количественные оценки основаны на показателях современного состояния экономики и прогнозах социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу, транспортных стратегиях Российской Федерации, стратегиях и концепциях развития отраслей транспорта, а также на соответствующих научных прогнозах.

Стратегия является основой для разработки областных долгосрочных целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях экономики.

На новом этапе Стратегия должна определять активную государственную позицию в деле совершенствования транспортного комплекса как ключевого фактора социально-экономического развития Вологодской области.

Исходя из этого формируются цели, задачи и приоритеты стратегического развития транспортного комплекса области.