Энергосырьевой вариант предполагает ускоренное развитие транспортной инфраструктуры главным образом для транспортного обеспечения наращивания топливно-сырьевого экспорта, реализации конкурентного потенциала области в сфере транспорта и роста транспортных услуг. При этом можно выделить следующие особенности:
развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала области;
увеличение внутренних перевозок в связи с развитием энергогенерирующих мощностей и металлургического производства;
увеличение объемов перевозок и сортамента продуктов переработки топлива и сырья, а также продукции машиностроения;
низкие темпы роста объемов экспортных перевозок грузов и значительное увеличение объемов импортных перевозок товаров высокой степени обработки;
продолжение увеличения численности парка личных легковых автомобилей при снижении объемов перевозок пассажиров транспортом общего пользования;
увеличение потребности в строительстве и реконструкции автодорожной сети.
При реализации данного варианта меры по развитию транспортного комплекса области будут осуществляться прежде всего в полюсах роста I порядка (Вологда и Череповец), а также в полюсах роста II порядка - районах с высокими темпами роста и образованием крупных транспортных узлов: Вологодского, Череповецкого, Шекснинского, Вытегорского, Харовского, Великоустюгского, Никольского.
Железнодорожный транспорт должен будет обеспечить беспрепятственный рост перевозок сырья к основным центрам потребления, включая перевозки на экспорт.
Развитие транспортного комплекса станет одним из основных источников экономического роста области.
В то же время реализация энергосырьевого варианта будет иметь ряд негативных последствий для перспективного социально-экономического развития области, в частности:
потребуется создание значительных резервов пропускной способности транспортной сети из-за возможных резких колебаний спроса экспортных массовых грузов;
возможно снижение показателей экономической эффективности перевозок вследствие дисбаланса в экспортно-импортных грузопотоках;
мобильность населения будет расти низкими темпами, что связано с более низкими темпами роста реальных доходов населения, сокращением численности населения и недостаточными масштабами развития инфраструктуры и подвижного состава пассажирского транспорта;
сохраняется значительная дифференциация в обеспечении доступности транспортных услуг для различных районов области и социальных групп общества;
низкая инвестиционная активность будет обуславливать значительную нагрузку на бюджетную систему, связанную с финансированием строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.