Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 30.05.2016)


Таблица 9


 Бюджетная поддержка сельского хозяйства Вологодской области

Показатель

2000 г.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. к 2000 г., %

Расходы консолидированного бюджета области на сельское хозяйство, млн. руб.

720.8

897.5

1415

2378

1724

в 2.4 р.

в том числе:

федеральный бюджет, млн. руб.

43.9

138.4

402

753.4

793.9

в 18.1 р.

областной бюджет, млн. руб.

676.9

759.1

984.9

1624

930

137.4

- то же в расчете на 1 руб. произведенной сельхозпродукции, руб.

0.08

0.06

0.08

0.12

0.09

108.2

- то же по отношению к расходам консолидированного бюджета области, %

5.7

1.6

2.06

2.1

1.7

-4.0 процентного пункта


Следует отметить также, что и механизм осуществления господдержки в настоящее время не является совершенным. Во-первых, наибольший удельный вес в господдержке из федерального бюджета занимают субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (до 78%). Из областного бюджета также выделяется значительный объем финансовых средств на эти цели ввиду необходимости выполнения областью условий софинансирования. Вследствие этого значительные бюджетные средства выделяются экономически сильным хозяйствам, которые, имея достаточную залоговую базу и большие объемы реализации, способны привлекать кредитные средства. Такая концентрация ресурсов обеспечивает относительно высокую эффективность бюджетной поддержки крупных сельхозорганизаций, но положение небольших сельхозорганизаций и малых форм хозяйствования на селе при этом усугубляется, так как воспроизводство у них остается в большинстве случаев суженным.

Стремление России стать полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО) в ближайшее время следует рассматривать как шаг, в результате которого ситуация в агропромышленном комплексе области может ухудшиться. Полноправное членство России в ВТО позволит повысить эффективность внешнеэкономических связей, обеспечить национальные интересы в сфере международной торговли сельскохозяйственной продукцией. Однако, принимая во внимание тот факт, что положение большинства сельхозорганизаций Вологодской области не является финансово устойчивым, а уровень интенсификации существенно отстает от основных членов ВТО - производителей продовольственных товаров, риски от присоединения к этой организации для аграрного сектора области значительно весомее по сравнению с возможными преимуществами. Принятие Россией требований ВТО по отмене субсидий и мер поддержки отечественного сельского хозяйства, экспансия импорта продовольствия на внутренний рынок могут привести к разрастанию кризисных процессов в агропромышленном комплексе области.

Экономические факторы. Одним из внешних факторов, влияющих на устойчивость развития АПК, является эффективная система взаимоотношений со всеми институтами и участниками рыночных отношений. Обострение диспаритета цен в межотраслевом обмене стало одной из острых проблем в последнее десятилетие.

По данным Росстата, за период с 2000 по 2009 годы цены на сельскохозяйственную продукцию увеличились в 2.5 раза, тогда как тарифы на электроэнергию выросли в 8.5 раза, минеральные удобрения стали стоить в 4.3 раза дороже, а дизельное топливо - в 6.8 раза. В результате сельхозтоваропроизводителям для того, чтобы приобрести ту же массу промышленных продуктов, нужно было произвести в несколько раз больше сельхозсырья, чем в 2000 году. Вследствие значительных финансовых потерь сельхозтоваропроизводителей из-за диспаритета цен в межотраслевом обмене растет кредиторская задолженность сельхозорганизаций, ухудшается их финансовое состояние, сужаются возможности для модернизации производства.

Диспропорции между закупочными ценами на продукцию сельхозтоваропроизводителей и розничными ценами на продукты питания также привели к тому, что часть полученной в результате торговых операций прибыли пополняла балансы предприятий посреднической и розничной сети и не могла быть использована сельхозорганизациями для целей ускорения инновационного развития. Так, в период с 2000 по 2009 годы потребительские цены на молоко иногда превышали цены реализации молока-сырья более чем в 2 раза. Стоимость 1 десятка яиц в магазинах в среднем была в 1.5 раза выше, чем отпускная цена птицефабрик (табл. 10).