Недействующий

О СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 28.09.2015)


1.2. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства области


В связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации в декабре 2004 года, определившего переход к рыночным отношениям в жилищно-коммунальном хозяйстве, на территории области реформа была начата в соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 10 января 2006 года N 2.

Одним из условий жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов области является устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства. Для выполнения этой задачи в области принят План реформирования жилищно-коммунального комплекса на 2008 - 2011 годы, утвержденный постановлением Правительства области от 10 января 2006 года N 2 "Об утверждении Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Вологодской области" (с последующими изменениями).

Основные задачи Плана:

формирование института собственника жилого помещения с соответствующим объемом прав и обязанностей;

создание эффективной системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве;

обеспечение стабильной работы объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры;

совершенствование системы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;

создание благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ).

В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в муниципальных образованиях области проводится работа по выбору способа управления многоквартирными домами собственниками помещений.

На начало 2011 года в области определились со способом управления собственники помещений в 26394 жилых домах, или 84.46% (2006 г. - 34.7%) от количества многоквартирных домов.

Заметно изменилась динамика роста ТСЖ. На начало 2011 года в области создано 957 ТСЖ (2009 г. - 697; 2008 г. - 492; 2007 г. - 259; 2006 г. - 261).

На начало 2011 года в области работает 605 предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ, в том числе 468 - частной формы собственности (77.3%).

Основные показатели работы жилищно-коммунальных организаций области в условиях реформы приведены в таблице 4.





Таблица 4

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги

Финансовый результат, млн. рублей (прибыль (+), убыток (-), млн. руб.

-41.8

-493.1

+164.4

+958.0

+1169.7

Объемы и направления использования финансовых средств

Фактические объемы финансирования организаций за оказанные жилищно-коммунальные услуги из бюджетов всех уровней, млн. руб.

1568.0

1453.5

1437.3

2266.0

1880.5

Кредиторская задолженность организаций, оказывающих работы и услуги ЖКХ, на конец отчетного периода, млн. руб.

1421.3

1840.4

2229.6

2454.4

3256.5

в том числе: по платежам в бюджет, млн. руб.

155.4

185.8

243.0

213.5

186.7

Дебиторская задолженность организациям за оказанные ЖКУ на конец отчетного периода, млн. руб.

1705.8

2154.0

2731.1

3365.7

4173.3

в том числе:

бюджетов всех уровней, млн. руб.

122.0

97.8

141.3

146.4

252.2

населения по оплате услуг ЖКХ, млн. руб.

866.2

1278.0

1340.7

1713.8

2193.8

Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг

Стоимость жилищно-коммунальных услуг, рублей в расчете на:

1 человека в месяц

786.51

808.75

909.84

1118.28

1303.8

1 кв. метр площади жилья

43.7

44.92

50.54

62.12

72.44

Возмещение затрат на предоставление услуг за счет платежей населения по установленным для них ставкам и тарифам, рублей в расчете на:

1 человека в месяц

720.71

790.72

895.33

1113.51

1299.55

1 кв. метр площади жилья

40.04

43.92

49.73

61.87

72.20

Фактическое возмещение затрат населением за предоставление услуг, рублей в расчете на:

1 человека в месяц

692.47

740.49

882.89

1037.35

1209.53

1 кв. метр площади жилья

38.47

41.13

49.05

57.63

67.19

Уровень возмещения населением затрат за предъявленные ЖКУ, %:

- установленный

92.40

98.0

98.5

99.6

99.7

- фактический

88.60

91.8

96.9

93.1

92.9

Уровень собираемости платежей всего, %

89.4

91.4

96.2

92.4

92.7





Отрицательный показатель финансового результата деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства в 2006 - 2007 годах говорит об отсутствии конкуренции и излишней зарегулированности этой потенциально конкурентной среды.

Основными причинами накопления кредиторской задолженности являются:

тарифное регулирование;

отсутствие приборного учета производимых объемов оказываемых услуг;

долги бюджетных организаций и населения всех уровней за потребленные коммунальные услуги.

Бремя кредиторской задолженности отвлекает огромные средства на выплату штрафов и пеней, ограничивает активность предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере.

С 2006 года долги населения за оказанные ЖКУ превышают задолженность бюджетов всех уровней, а также задолженность бюджетов оказывает большое влияние на финансовое состояние предприятий ЖКХ.

Уровень платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в области установлен в размере 100% от их стоимости (федеральный стандарт - 100%).