В связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации в декабре 2004 года, определившего переход к рыночным отношениям в жилищно-коммунальном хозяйстве, на территории области реформа была начата в соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 10 января 2006 года N 2.
Одним из условий жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов области является устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства. Для выполнения этой задачи в области принят План реформирования жилищно-коммунального комплекса на 2008 - 2011 годы, утвержденный постановлением Правительства области от 10 января 2006 года N 2 "Об утверждении Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Вологодской области" (с последующими изменениями).
Основные задачи Плана:
формирование института собственника жилого помещения с соответствующим объемом прав и обязанностей;
создание эффективной системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве;
обеспечение стабильной работы объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры;
совершенствование системы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
создание благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ).
В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в муниципальных образованиях области проводится работа по выбору способа управления многоквартирными домами собственниками помещений.
На начало 2011 года в области определились со способом управления собственники помещений в 26394 жилых домах, или 84.46% (2006 г. - 34.7%) от количества многоквартирных домов.
Заметно изменилась динамика роста ТСЖ. На начало 2011 года в области создано 957 ТСЖ (2009 г. - 697; 2008 г. - 492; 2007 г. - 259; 2006 г. - 261).
На начало 2011 года в области работает 605 предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ, в том числе 468 - частной формы собственности (77.3%).
Основные показатели работы жилищно-коммунальных организаций области в условиях реформы приведены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги | |||||
Финансовый результат, млн. рублей (прибыль (+), убыток (-), млн. руб. | -41.8 | -493.1 | +164.4 | +958.0 | +1169.7 |
Объемы и направления использования финансовых средств | |||||
Фактические объемы финансирования организаций за оказанные жилищно-коммунальные услуги из бюджетов всех уровней, млн. руб. | 1568.0 | 1453.5 | 1437.3 | 2266.0 | 1880.5 |
Кредиторская задолженность организаций, оказывающих работы и услуги ЖКХ, на конец отчетного периода, млн. руб. | 1421.3 | 1840.4 | 2229.6 | 2454.4 | 3256.5 |
в том числе: по платежам в бюджет, млн. руб. | 155.4 | 185.8 | 243.0 | 213.5 | 186.7 |
Дебиторская задолженность организациям за оказанные ЖКУ на конец отчетного периода, млн. руб. | 1705.8 | 2154.0 | 2731.1 | 3365.7 | 4173.3 |
в том числе: | |||||
бюджетов всех уровней, млн. руб. | 122.0 | 97.8 | 141.3 | 146.4 | 252.2 |
населения по оплате услуг ЖКХ, млн. руб. | 866.2 | 1278.0 | 1340.7 | 1713.8 | 2193.8 |
Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг | |||||
Стоимость жилищно-коммунальных услуг, рублей в расчете на: | |||||
1 человека в месяц | 786.51 | 808.75 | 909.84 | 1118.28 | 1303.8 |
1 кв. метр площади жилья | 43.7 | 44.92 | 50.54 | 62.12 | 72.44 |
Возмещение затрат на предоставление услуг за счет платежей населения по установленным для них ставкам и тарифам, рублей в расчете на: | |||||
1 человека в месяц | 720.71 | 790.72 | 895.33 | 1113.51 | 1299.55 |
1 кв. метр площади жилья | 40.04 | 43.92 | 49.73 | 61.87 | 72.20 |
Фактическое возмещение затрат населением за предоставление услуг, рублей в расчете на: | |||||
1 человека в месяц | 692.47 | 740.49 | 882.89 | 1037.35 | 1209.53 |
1 кв. метр площади жилья | 38.47 | 41.13 | 49.05 | 57.63 | 67.19 |
Уровень возмещения населением затрат за предъявленные ЖКУ, %: | |||||
- установленный | 92.40 | 98.0 | 98.5 | 99.6 | 99.7 |
- фактический | 88.60 | 91.8 | 96.9 | 93.1 | 92.9 |
Уровень собираемости платежей всего, % | 89.4 | 91.4 | 96.2 | 92.4 | 92.7 |
Отрицательный показатель финансового результата деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства в 2006 - 2007 годах говорит об отсутствии конкуренции и излишней зарегулированности этой потенциально конкурентной среды.
Основными причинами накопления кредиторской задолженности являются:
тарифное регулирование;
отсутствие приборного учета производимых объемов оказываемых услуг;
долги бюджетных организаций и населения всех уровней за потребленные коммунальные услуги.
Бремя кредиторской задолженности отвлекает огромные средства на выплату штрафов и пеней, ограничивает активность предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере.
С 2006 года долги населения за оказанные ЖКУ превышают задолженность бюджетов всех уровней, а также задолженность бюджетов оказывает большое влияние на финансовое состояние предприятий ЖКХ.
Уровень платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в области установлен в размере 100% от их стоимости (федеральный стандарт - 100%).