РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 марта 2013 года N 116-рп
О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 15.12.2020 на основании распоряжения Правительства Тверской области от 15.12.2020 N 1115-рп.
____________________________________________________________________
(в редакции распоряжений Правительства Тверской области от 16.06.2014 N 289-рп, от 19.05.2015 N 257-рп, от 28.12.2015 N 671-рп)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения":
1. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Тверской области" (далее - Дорожная карта) (прилагается).
2. Определить Министерство здравоохранения Тверской области областным исполнительным органом государственной власти Тверской области ответственным за реализацию Дорожной карты.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Тверской области
А.В.ШЕВЕЛЕВ
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Тверской области"
(в редакции распоряжений Правительства Тверской области от 19.05.2015 N 257-рп, от 28.12.2015 N 671-рп)
1. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Тверской области" (далее - "Дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, стимулирование заинтересованности работников в результатах своего труда через повышение заработной платы.
2. Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 197827 человек (14,7%), в трудоспособном возрасте - 783485 человек (58,4%), старше трудоспособного возраста - 360888 человек (26,9%). Рождаемость в 2012 году составляла 11,6 человека на 1000 населения, смертность - 18,2 человека на 1000 населения. В 2013 году рождаемость - 11,4 человека на 1000 населения, смертность - 18,1 человека на 1000 населения. В 2014 году рождаемость - 11,2 человека на 1000 населения, смертность - 17,8 человека на 1000 населения.
3. Наиболее распространенными причинами смерти в 2013 - 2014 годах являлись болезни системы кровообращения (64,3% в общем числе умерших), новообразования (13,1%) и внешние причины (9,4%).
4. По занимаемой площади - 84,2 тыс. квадратных километров Тверская область является одной из самых больших в Центральном федеральном округе Российской Федерации. Численность населения Тверской области по состоянию на 01.01.2014 составляет 1325,249 тыс. человек. Городское население - 992,980 тыс. человек (74,8%), сельское - 332,269 тыс. человек (25,2%).
5. Тверская область включает закрытых административно-территориальных образований - 2; муниципальных районов - 36; городских поселений - 44; сельских поселений - 318. Административным центром Тверской области является город Тверь, население которого составляет более 400 тыс. человек. Крупные города Тверской области: Ржев (население - 61,6 тыс. человек), Вышний Волочек (население - 53,8 тыс. человек), Кимры (население - 50,5 тыс. человек), Торжок (население - 47,8 тыс. человек), Конаково (население - 40,2 тыс. человек), Удомля (население - 32,1 тыс. человек), Бологое (население - 25,3 тыс. человек).
6. Система областного здравоохранения включает в себя 100 учреждений, из них больничных учреждений - 49, 6 диспансеров, 11 стоматологических поликлиник, 6 медицинских колледжей, учреждения охраны материнства и детства - 9, 6 детских санаториев, 3 центра, 3 станции скорой медицинской помощи, 1 станция переливания крови, 4 учреждения здравоохранения особого типа, 1 самостоятельное амбулаторно-поликлиническое учреждение, 1 бюро судебно-медицинской экспертизы.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в 263 офисах общеврачебной практики и в 566 фельдшерско-акушерских пунктах.
7. В целях повышения структурной эффективности системы здравоохранения в Тверской области, оптимизации использования финансовых средств и исключения необоснованного дублирования выполняемых в стационарах функций, необходимости приведения в соответствие с федеральными нормативами областных нормативов круглосуточной стационарной помощи в рамках Закона Тверской области от 27.12.2012 N 136-ЗО "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Закона Тверской области от 24.12.2013 N 136-ЗО "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в Тверской области проведена инвентаризация сети круглосуточных стационаров, определены объемы реструктуризации круглосуточных коек в учреждениях, не имеющих ресурсов для организации медицинской помощи в соответствии с порядками и стандартами.
8. Оптимизация коечного фонда проводилась на основании анализа работы койки по профилям, рассчитывались показатели прогнозируемой работы койки после проведения оптимизации коечного фонда и соответствие их нормативам, оценивалась возможность улучшения работы койки при перепрофилировании коечного фонда. Проведен анализ медико-экономической эффективности, возможных кадровых изменений, определена возможность выполнения медико-экономических стандартов по объемам и соответствию.
Наибольшей реорганизации коечного фонда подверглись маломощные учреждения I уровня, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
9. В целях повышения эффективности использования коечного фонда в учреждениях первого уровня осуществлялась политика сокращения неиспользуемых мощностей медицинских организаций и поэтапная реструктуризация лечебно-профилактических учреждений за счет упразднения неэффективно работающих подразделений с перспективой замены их структурами нового типа (отделения паллиативной помощи, отделения сестринского ухода в 12 районах Тверской области), переноса объемов из стационарного сектора в амбулаторный. В рамках реализации целевой программы Тверской области "Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011 - 2013 годы" наиболее активно проведена реорганизация в Кашинском, Кимрском, Лихославльском, Вышневолоцком, Ржевском, Лесном районах. По состоянию на 01.02.2015 открыты 162 паллиативные койки в 13 медицинских организациях Тверской области.
10. Особое значение для региона имело определение единой стратегии медицинской регионализации при реформировании специализированной стационарной помощи.
Модернизация специализированной стационарной медицинской помощи включала в себя оптимизацию объемов и сроков госпитализации в сочетании со структурной реорганизацией стационаров путем дифференциации больничной сети по уровням и по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса с одновременным расширением мощностей стационаров дневного или краткосрочного пребывания и внедрения стационарозаменяющих технологий. Учитывалось региональное планирование развития специализированных видов помощи в сочетании с управлением потоками и объемами данной медицинской помощи.
Малочисленные узкопрофильные койки оптимизированы и сконцентрированы на уровне межрайонных центров и специализированных учреждений здравоохранения, где оказывается медицинская помощь в соответствии с порядками оказания профильной медицинской помощи.
11. С целью оптимизации специализированной противотуберкулезной службы и повышения ее эффективности, а также формирования единого подхода к диагностике больных туберкулезом, рационального использования ресурсов проведена реорганизация государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области "Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер" путем присоединения к нему государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области "Вышневолоцкий противотуберкулезный диспансер", государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области "Ржевский противотуберкулезный диспансер", государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области "Трестенская противотуберкулезная больница" и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Туберкулезный санаторий "Черногубово".
12. В результате реорганизации коечная мощность лечебной сети Тверской области в 2013 году составила 11730 коек (из них в системе ОМС - 8459), что на 9% меньше, чем в 2012 году (12756 коек; в ОМС - 9206), в 2014 году - 11414 коек.
Коечный фонд учреждений распределен по уровням оказания медицинской помощи следующим образом: I уровень - 2681 койка, что на 11,3% меньше, чем в 2012 году (3023 койки); II уровень - 4520 коек, что на 30% меньше предыдущего года (6457), на III уровне - 4213, что на 28,6% больше по сравнению с 2012 годом (3276). Количество коек сестринского ухода составило 565.
13. Мощность дневных стационаров увеличилась и составила 3014 коек. За последние пять лет объем медицинской помощи в дневных стационарах всех типов вырос на 36,6%. Наибольшее количество стационарозамещающих коек - в дневных стационарах при больничных учреждениях (далее - БУ), удельный вес их составляет 63% с динамикой снижения, а при амбулаторно-поликлинических учреждениях (далее - АПУ) - 25%, с тенденцией роста. Доля коек стационара на дому составляет 12,0%.
Обеспеченность койками дневного стационара на 10000 человек населения в 2013 году составила 21,6 койки (в 2012 году - 20,8 койки), в 2014 году - 22,74.
14. Уровень госпитализации в дневные стационары в Тверской области имеет положительную тенденцию, но ниже среднего показателя по Российской Федерации и большинства регионов Центрального федерального округа, что обусловлено низкой плотностью населения, территориальной удаленностью населенных пунктов. Возрастает число выписанных больных из дневных стационаров, причем в стационарах при больничных учреждениях темп роста выше, чем при амбулаторно-поликлинических учреждениях. Увеличивается как абсолютное количество, так и удельный вес пролеченных в дневных стационарах сельских жителей. Существенно возросло количество и удельный вес детей 0 - 17 лет, пролеченных на дневных койках. Отмечается тенденция снижения удельного веса переведенных из дневных стационаров больных для лечения в круглосуточные стационары.
За последние пять лет система регионального здравоохранения претерпела структурные преобразования, направленные на обеспечение доступности и качества медицинской помощи, и в настоящее время представляет трехуровневую систему, включающую медицинские организации областного, межтерриториального и муниципального уровней.
Кроме того, на территории Тверской области функционируют 6 медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
15. С целью совершенствования медицинской помощи по различным направлениям разработаны схемы маршрутизации пациентов в медицинские организации Тверской области в соответствии с утвержденными стандартами и порядками оказания медицинской помощи. Сеть учреждений здравоохранения максимально приближена к федеральным нормативам с учетом территориальных особенностей.
Первый уровень обеспечивает население Тверской области первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью.
Первичную медико-санитарную помощь населению оказывают 8 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 26 центральных районных больниц, 2 городские больницы, 3 медико-санитарные части, 3 станции скорой медицинской помощи, 2 отделенческие больницы, 1 подразделение федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации.
Низкая плотность заселения территории и высокие показатели демографической нагрузки накладывают отпечаток на деятельность системы здравоохранения региона, существенно повышая стоимость ресурсов. Особенно актуально это для сельских жителей, численность которых в Тверской области составляет более 330 тысяч человек.
Центром сельского врачебного участка является общеврачебная практика. Сеть общеврачебных практик в нашем регионе призвана заменить сеть сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц. Особенностью организации общеврачебной (семейной) практики в регионе является комплексный подход, включающий не только подготовку специалистов (врачи, медицинские сестры), но и помещений под офис с одновременным их оснащением медицинским оборудованием, компьютером, санитарным транспортом и мобильной связью, выплатой региональной надбавки медицинским работникам, работающим по принципу общей (семейной) практики, в зависимости от конечных результатов деятельности.
Количество врачебных участков офисов врачей общей практики увеличилось с 217 (2010 год) до 280 (2014 год). Среднее количество обслуживаемого населения на 1 участке - 1674 человека.
В настоящее время кабинеты врача общей практики имеются во всех районах Тверской области. При этом 76% офисов обслуживают сельское население, а 24% - городское. В 2013 году завершен охват сельского населения Тверской области услугами врачей общей практики. После создания законченной сети общей врачебной практики планируется работа по улучшению материально-технической базы офисов, информатизация их с возможностью перманентного дистанционного обучения и консультативной работы и другие мероприятия, направленные на улучшение доступности и повышение качества медицинской помощи населению.
В Тверской области функционирует 5 взрослых и 2 детских центра здоровья, они рассчитаны на охват 60% населения.
В целях повышения эффективности оказания населению Тверской области скорой медицинской помощи и первичной медико-санитарной помощи в структуре медицинских организаций создаются подразделения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в неотложной форме. В настоящее время пункты неотложной медицинской помощи развернуты в 18 медицинских организациях Тверской области на базе поликлиник.
Второй уровень (межмуниципальный) предназначен для оказания специализированной медицинской помощи. На этом уровне оказывают помощь 39 медицинских организаций. Исходя из сложившихся потоков больных, наличия транспортного сообщения определены зоны ответственности межрайонных лечебно-диагностических и консультативных центров и отделений (далее - межрайонные центры). Утверждены система лечебно-эвакуационных мероприятий с направлением больных на следующий этап оказания медицинской помощи, показания к госпитализации больных в стационарные учреждения здравоохранения оказания медицинской помощи.
В межрайонных центрах, сформированных в 10 муниципальных образованиях региона, оказывается специализированная медицинская помощь по основным профилям (от 6 до 10 видов) в зависимости от коечной мощности учреждения. Удаленность межрайонных центров от областного центра составляет от 120 до 230 км, а численность обслуживаемого населения закрепленных районов составляет от 48 до 650 тыс. человек. Оснащенность, структура и штаты межрайонных центров позволяют оказывать стационарную и амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь больным из прикрепленных районов как в плановом, так и в экстренном порядке, обеспечить реализацию принципа этапности и непрерывности медицинского обслуживания. В первоочередном порядке межрайонные центры оснащаются медицинским оборудованием, укомплектовываются кадрами. В структуре больных, пролеченных в межмуниципальных центрах, доля жителей прикрепленной зоны обслуживания составляет 18%.
Межрайонные центры участвуют в проектах:
по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями (государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Вышневолоцкая центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Ржевская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Городская клиническая больница N 6", с 2013 года - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Нелидовская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Городская клиническая больница N 7");
по совершенствованию оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Вышневолоцкая центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Ржевская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Бежецкая центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Нелидовская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Клиническая больница скорой медицинской помощи").
В дальнейшем планируется усиливать роль межрайонных центров в оказании специализированной помощи населению, существенно улучшить их материально-техническую базу, улучшить кадровое обеспечение.
Работа по реформированию сети учреждений здравоохранения, оптимально соответствующей потребности населения в оказании медицинской помощи, будет продолжена.
Третий уровень предназначен для оказания специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной. На третьем уровне 13 многопрофильных медицинских организаций оказывают стационарную и амбулаторную специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь по ряду специальностей, в том числе комбустиология, урология, нейрохирургия, микрохирургия глаза, сердечно-сосудистая хирургия, нефрология, гастроэнтерология, эндокринология, аллерго-иммунология, гематология, профпатология, гемодиализ и др.
16. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2010 года на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Областная клиническая больница" функционирует региональный сосудистый центр. В областной консультативной поликлинике организованы областной диабетологический центр, областной ревматологический центр, областной центр сурдологии и слухопротезирования, центр превентивной ангионеврологии.
Осуществляется специализированная медицинская помощь по высокотехнологичным методикам: ангиопластика, стентирование коронарных артерий и других магистральных сосудов, эндопротезирование суставов, электрокардиостимуляция, протезирование крупных суставов, отдельные виды хирургических операций (панкреато-дуоденальная резекция, операция при атрезии кишечника, травматологические операции у детей, пластические операции при оториноларингологической патологии, операции на задней камере глаза, экстракорпоральное оплодотворение, трансуретральная резекция и др.).
17. Приоритетным направлением в системе оказания медицинской помощи матерям и детям являются мероприятия, направленные на совершенствование оказания специализированной медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным детям.
Обеспеченность круглосуточными стационарными койками для детей в 2014 году в Тверской области составляет 62,9 койки на 10000 детей в возрасте 0 - 17 лет, специализированными - 28,9 койки, койками для недоношенных и новорожденных - 89,5 коек.
На территории Тверской области функционируют 4 самостоятельные детские больницы, 55 учреждений здравоохранения имеют в своем составе детские койки и отделения.
18. В соответствии с трехуровневой системой организации медицинской помощи:
а) учреждения III уровня:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Областной клинический перинатальный центр им. Е.М. Бакуниной";
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Детская областная клиническая больница";
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Детская городская клиническая больница N 1";