36. Естественная убыль населения Тверской области началась уже с середины шестидесятых годов и резко ускорилась в последние десятилетия. Причина убыли населения - высокая смертность преимущественно трудоспособного населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также от внешних причин (травм, отравлений, убийств и самоубийств). Общий коэффициент смертности в Тверской области почти в полтора раза выше, чем в среднем по Российской Федерации.
В Российской Федерации 7 ведущих факторов риска вносят основной вклад в преждевременную смертность населения: артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, курение, недостаточное потребление фруктов и овощей, избыточная масса тела, избыточное потребление алкоголя и гиподинамия.
По данным опроса, проведенного в 1998 году, большинство жителей Тверской области вело нездоровый образ жизни. Так, курили 53,9% мужчин и 9,1% женщин, имели низкую физическую активность соответственно 36,5% и 53,7%, артериальную гипертонию - 36,5% и 27,2%, избыточную массу тела и ожирение - 9,1% и 25,1%. Среди населения Тверской области преобладало нерациональное питание с высоким потреблением животных жиров и низким потреблением овощей и фруктов.
Повторный опрос жителей г. Твери выявил в 2002 году высокую распространенность факторов риска ряда неинфекционных заболеваний: курили 17% женщин и 57,4% мужчин, имели повышенное артериальное давление соответственно 43,0% и 38,9%, избыточную массу тела и ожирение - 52,3% и 46,4%, низкую физическую активность - 81,7% женщин и 86,1% мужчин. 1/3 мужчин злоупотребляли алкоголем.
Питание детей организованных контингентов не сбалансировано. Отмечен дефицит потребления мяса (12% от рекомендуемого), молока и молочных продуктов, овощей, фруктов и ягод (11 - 63% от рекомендуемого). Избыточно потреблялся картофель (128%), хлебобулочные и кондитерские изделия (113% от нормативов). Выявлена значительная поливитаминная и минеральная недостаточность (дефицит витаминов A, C, B1, B2, B6, B12, PP, E, кальция, фосфора, йода и др.).
За последние 15 лет российские девочки из-за плохого питания и малоподвижного образа жизни стали ниже на 1,67 см, а мальчики - на 1,9 см. Показатели силы кисти российских девочек снизился с 9,8 кг до 5,5 кг, а у мальчиков - с 13,9 кг до 6,5 кг. Показатели умственной работоспособности школьников упал с 41% до 21%.
Внешние причины (травмы, несчастные случаи, убийство и самоубийство) занимают второе место в структуре причин смерти населения России и являются основной причиной смерти от года до 35 лет у женщин и до 45 лет у мужчин. В Тверской области, как и в Российской Федерации, нарастает тенденция к снижению роли профилактических мероприятий и развитие преимущественно дорогостоящей стационарной помощи. Между тем повышенная смертность трудоспособного населения, обусловленная условиями жизни, поведенческими факторами риска, на 50 - 70% может быть предупреждена. Препятствием для проведения эффективной политики профилактик и неинфекционных заболеваний и травматизма в практическом здравоохранении в основном являются:
политические (необходимость совершенствования нормативной правовой базы);
финансовые (финансирование по остаточному принципу, отсутствие финансовых стимулов к профилактической деятельности для врачей и медсестер);
профессиональные (врачи обучены, в основном, лечить, а не предупреждать болезни, средний персонал мало вовлечен в профилактические мероприятия);
организационные (отсутствуют четкие разграничения функциональных и должностных обязанностей в области профилактики между структурами различного уровня, недостаточные знания и навыков по организации работы с населением за пределами медицинских учреждений, недостаточная деятельность Центров медицинской профилактики).
Эффективная профилактика и укрепление здоровья требует вложения определенных ресурсов, взаимодействия различных секторов общества и, нередко, реориентацию уже имеющихся.
37. Задача государства - обеспечить последовательную и долгосрочную политику, способствующую мотивации населения и формированию благоприятной окружающей среды для сохранения здоровья, повышения качества и продления жизни населения. Необходимо создание комплексной законодательной базы, направленной на формирование у населения здорового образа жизни, так называемой "моды на здоровый образ жизни". Следует разработать нормативно-правовую базу для проведения государственной информационно-просветительной кампании, направленной на понимание ценности материнства и отцовства, повышение статуса родительства. Это может дать толчок к новым преобразованиям, улучшить финансирование мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики заболеваний и травматизма, усилить ответственность граждан за состояние собственного здоровья. Требуется развивать региональную законодательную и нормативно-правовую базу в области охраны здоровья населения Тверского региона.
Первичная медико-санитарная помощь - первый этап непрерывного процесса охраны здоровья населения. Необходимо расширять и укреплять первичную медико-санитарную помощь, основанную на принципе семейной медицины, перестраивать ее в профилактическом направлении. Врачи первичного звена здравоохранения в настоящее время занимаются в основном лечебной работой. Современные принципы оплаты труда и недостатки в организации работы участкового врача не позволяют выполнять наиболее важную для охраны здоровья населения функцию - профилактику заболеваний. Низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи, отсутствие системы амбулаторного долечивания и патронажа привели к тому, что стационарная помощь выступает основой системы охраны здоровья населения. Сотрудники центров медицинской профилактики недостаточно занимаются проблемами укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма. Оказание профилактической помощи в центрах здоровья началось в 2010 году и требуется время, чтобы оценить их эффективность.
Для реализации мероприятий по формированию у населения здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма требуется межсекторальное сотрудничество и подготовка достаточного числа квалифицированных медицинских и немедицинских кадров. Развитие сети общеврачебных практик представлено на рисунке 15.
В настоящее время преподавание по современным научно-обоснованным программам укрепления здоровья, профилактики неинфекционных заболеваний осуществляется в нашей стране недостаточно полно и проводится лишь в отдельных высших и средних специальных образовательных учреждениях, в основном медицинского профиля. Система подготовки немедицинских работников в этом направлении отсутствует. Отсутствует и единая система обучения здоровому образу жизни и профилактики неинфекционных заболеваний в высших учебных заведениях, преподаватели высших учебных заведений не имеют достаточной подготовки по этим проблемам. В системе последипломной подготовки на циклах профессиональной переподготовки на эти вопросы выделяется крайне мало часов. Отсутствует достаточное число утвержденных учебников, методических пособий, рекомендаций.
Для разработки и реализации стратегии укрепления здоровья, профилактики неинфекционных заболеваний в Российской Федерации недостаточно подготовленных кадров, нет системы подготовки кадров с учетом потребностей нового общественного здравоохранения, недостаточно научных исследований для оценки эффективности профилактических вмешательств. Существует дефицит медицинских и немедицинских кадров, способных комплексно подходить к решению вопросов общественного здоровья и строить свою деятельность на современных принципах доказательности и научной обоснованности. Необходимо готовить новое поколение специалистов, обученных в области политики здравоохранения, экономики здоровья, эпидемиологии и биостатистики, социологии и психологии здоровья и обеспечения здоровья населения.
Рис. 15. Развитие сети общеврачебных практик*
_________________
* Рисунок не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.
38. Как показал опрос, жители Тверской области слабо знали основы здорового образа жизни, а знания врачей в этой области не соответствовали современным требованиям. Создание Областного Центра медицинской профилактики в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации, а также кабинетов здоровья во всех школах Тверской области и Центров здоровья в регионе будет способствовать повышению информированности детей, подростков и родителей и формированию у них здорового образа жизни.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" впервые одним из основных принципов охраны здоровья установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем:
разработки и реализации программы формирования здорового образа жизни;
осуществления санитарно-противоэпидемических мероприятий;
осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям Федерального закона весь комплекс мер в сфере охраны здоровья граждан, связанный с разработкой и реализацией программ формирования здорового образа жизни, профилактики социально значимых заболеваний и санитарно-гигиенического просвещения (или комплексной программы профилактики неинфекционных заболеваний), находится в сфере полномочий федеральных органов исполнительной государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время на территории Тверской области реализуется комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации, формирование здорового образа жизни.