Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ГОРОДЕ КАЛИНИНГРАДЕ" НА 2011-2015 ГОДЫ (с изменениями на: 31.12.2013)

2. Характеристика проблемы и обоснование решения ее программными методами


Обеспечение жилищных прав граждан не может быть реализовано только в рамках основной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и субъектов строительной деятельности. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов.

По данным управления учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград", на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории города Калининграда состояло:

- в 2008 году - 20045 семей,

- в 2009 году - 20232 семьи,

- в 2010 году - 20337 семей;

- в 2011 году состоит 20538 семей.

После вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года) органы местного самоуправления вправе осуществлять прием на учет нуждающихся в жилых помещениях только малоимущих граждан (в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма), поэтому в указанное число не включена часть молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, но не являющихся малоимущими.

Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России. В период 2009-2010 годов оказание помощи молодым семьям города Калининграда осуществлялось в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и долгосрочной целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Калининграде" на 2009-2011 годы, утвержденной Постановлением главы администрации городского округа "Город Калининград" от 25.09.2008 N 1534. Основным результатом реализации вышеуказанных Программ стало создание системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы с участием средств федерального бюджета.

Как показывают социологические исследования, нерешенная жилищная проблема становится основным фактором отказа от рождения второго ребенка, в результате чего происходит сокращение среднего размера семьи. В настоящих экономических условиях, в отсутствии перспектив получения жилья возможен отказ и от рождения первого ребенка, в то время как целевая демографическая политика по отношению к молодежи должна способствовать повышению рождаемости.

В 2010 году 16 молодых калининградских семей получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья с участием средств федерального, областного и городского бюджетов. Из них 10 семей приобрели новые квартиры в 2010 году, 6 семей - в 2011 году. Кроме того, из них 3 молодым семьям в 2010 году была предоставлена дополнительная социальная выплата в связи с рождением ребенка.

Небольшая результативность реализации в городе Калининграде в 2009-2010 годах мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы обусловлена следующими причинами:

- краткосрочность действия программных мероприятий - 2 года;

- отрицательная динамика экономических процессов в условиях финансового кризиса, обусловливающая низкий спрос населения на жилье;

- недостаточность задействованных ресурсов для достижения целей указанной подпрограммы.

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы пролонгировала действие уже созданных механизмов и предусматривает формирование ряда новых мер, направленных на создание условий для возникновения рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Возрастающее доверие к данной Программе подтверждает увеличение с каждым годом числа молодых семей, желающих участвовать в ее подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей". Так, по состоянию на 1 января 2011 года изъявили желание участвовать в федеральной подпрограмме 206 молодых калининградских семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Актуальность проблемы улучшения жилищных условий молодых семей определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов, в особенности для молодых семей. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи являются в основном приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов является для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Потребность в улучшении жилищных условий жителей Калининграда и при этом достаточно высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан обусловливает необходимость принятия мер государственной поддержки.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в городе Калининграде, позволит сформировать экономически активный слой населения.

Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:

- является одной из приоритетных при формировании федеральных целевых программ и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни молодых семей;

- носит межведомственный характер и сложна в решении без участия федерального центра;

- не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

- носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению жилищного вопроса сопряжено с макроэкономичесекими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита. При условии финансового обеспечения реализации настоящей Программы в заявленных объемах поставленная цель будет достигнута.