14. Повышение конкурентоспособности янтарной отрасли, обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами и развитие туристско-рекреационного потенциала относятся к приоритетным задачам социально-экономического развития Калининградской области.
15. На данный момент наблюдается низкая конкурентоспособность местных янтарных предприятий по сравнению с польскими и литовскими производителями, причины которой определяются следующими факторами: невысоким художественным уровнем ювелирной продукции, устаревшими технологиями, почти полным отсутствием науки о янтаре и института экспертизы, невниманием к продвижению узнаваемых торговых марок, недостаточной развитостью системы подготовки кадров, а также неэффективной информационно-рекламной работой по популяризации янтаря и янтарных изделий калининградских художников и предприятий.
16. Несмотря на тот факт, что в Калининградской области расположено свыше 90% мировых запасов янтаря, бренд янтарной столицы в настоящий момент активно эксплуатируется и продвигается городом Гданьском Республики Польши.
17. ГБУК "Музей янтаря" является единственным музейным учреждением в Российской Федерации, целиком посвященным янтарю. Вместе с тем в мире аналогичные музеи существуют в Германии, Дании, Литве, Польше, Швеции, Японии, США и других странах, что обусловливает наличие острой конкуренции. Таким образом, экспозиция ГБУК "Музей янтаря" является своего рода презентацией степени развития янтарной отрасли в России.
18. По количеству и качеству экспонатов коллекция ГБУК "Музей янтаря" не соответствует мировым музейным эталонам. Палеонтологическое собрание балтийского янтаря с включениями (8 тыс. ед.), являясь основой для магистрального направления в развитии мировой янтарной науки, сегодня в 3-4 раза меньше аналогичных музейных коллекций в Польше, Германии, Литве и США. До Великой Отечественной войны в Кенигсберге хранилось крупнейшее в мире собрание инклюзов (100 тыс. ед.). Кроме того, все современные зарубежные собрания инклюзов формировались в основном за счет янтаря, добытого на территории Калининградской области.
19. ГБУК "Музей янтаря" испытывает недостаток подлинных янтарных предметов периода расцвета художественной обработки янтаря XVI-XVIII веков.
20. В ГБУК "Музей янтаря" отсутствует собрание, отражающее использование янтаря в древних культурах.
21. ГБУК "Музей янтаря" был создан более 30 лет назад, на данный момент отдельные части здания находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реконструкции, реставрации и ремонта.
22. Решение перечисленных проблем будет не только способствовать развитию ГБУК "Музей янтаря" как одного из ключевых культурных учреждений и туристических объектов Калининградской области, но и принесет существенную пользу для всей янтарной отрасли. ГБУК "Музей янтаря" имеет возможность взять на себя роль организатора и координатора культурных мероприятий, научных исследований, просветительских и информационно-рекламных программ. Для решения таких задач уже имеются необходимые условия и предпосылки.
23. После приобретения статуса самостоятельного учреждения культуры в 2003 году ГБУК "Музей янтаря" была проделана большая работа по пополнению коллекции, постоянно обновляется экспозиция, сформировался коллектив квалифицированных сотрудников, был инициирован ряд крупных международных музейных проектов, было организовано более ста двадцати выставок, налажено издание научной и популярной литературы, а также имеется успешный опыт работы по участию в реализации областной программы развития янтарной отрасли.
24. Недостаток специалистов-янтарщиков на предприятиях Калининградской области призван ликвидировать Техникум и после оснащения его современной материально-технической базой стать ведущим учебным заведением Калининградской области по подготовке мастеров янтарного и ювелирного искусства. Договоры с предприятиями о подготовке специалистов подтверждают правильность выбранного направления деятельности.
25. Техникум за последние 10 лет достиг положительной динамики и обладает устойчивым и перспективным потенциалом в подготовке специалистов, в том числе по направлениям: "дизайн" (по отраслям), "ювелир", "мастер по обработке янтаря". В настоящее время в учебном заведении проходят обучение по янтарному и ювелирному направлениям 48 человек. Кроме того, на базе Техникума (согласно договору о непрерывном образовании) успешно работает филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет туризма и сервиса", где выпускники Техникума могут получать высшее образование по данным специальностям.
26. Необходимость разработки Программы обусловлена:
1) наличием в Калининградской области самого крупного в мире разведанного месторождения янтаря, обеспечивающего промышленную добычу янтаря-сукцинита;
2) наличием мирового рынка ювелирных изделий, бижутерии, сувениров, предметов интерьера из янтаря, оцениваемого экспертами в 600 млн. долларов США;
3) наличием в Калининградской области благоприятных возможностей для развития всех сфер деятельности, связанных с янтарем: науки, искусства, издательской программы, комплектования музейных коллекций, инновационных проектов, создания специальных "янтарных" туристических маршрутов, информационно-просветительских и образовательных программ;
4) наличием подготовленных специалистов янтарной отрасли, способных достичь сформулированных в Программе целей;
5) наличием учебного заведения для повышения квалификации художников, занятых созданием ювелирных изделий и произведений из янтаря.
27. Перечисленные социально-экономические, общественно-политические и природные факторы обусловливают необходимость комплексной целевой поддержки развития ГБУК "Музей янтаря" для решения поставленных задач программным методом.
28. Программа ориентирована на:
1) приобретение Калининградской областью репутации одного из ведущих центров ювелирного и камнерезного искусства в российском и международном контекстах;
2) достойное позиционирование ГБУК "Музей янтаря" среди аналогичных музеев мира;
3) создание на базе ГБУК "Музей янтаря" научного, историко-культурного и информационного центра янтарной отрасли;
4) развитие регионального туризма в Калининградской области;
5) продвижение бренда "Янтарный край" в России и за рубежом;
6) создание устойчивой системы подготовки и повышения квалификации кадров для янтарной отрасли Калининградской области.