Статья 4 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждена практикой реализации долгосрочной целевой Программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2013 годах", утвержденной Постановлением главы администрации городского округа "Город Калининград" от 25.09.2008 N 1535. В рамках ее реализации выполнен целый комплекс мероприятий.
Проведен ремонт 7, реконструкция 3 и установка 21 светофорного объекта. Пешеходные переходы на участках улично-дорожной сети, расположенных перед 70 детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, оснащены техническими средствами принудительного снижения скорости и знаками с желтой световозвращающей пленкой в качестве фонового цвета знака.
Установлено 10500 дорожных знаков, 3000 дорожных столбиков, 21 остановочный павильон, 2200 единиц пешеходных ограждений.
25 светофорных объектов оборудованы устройствами звуковой сигнализации для оповещения слабовидящих граждан, ожидающих возможности перехода проезжей части, о наличии разрешающего сигнала пешеходного светофора. 10 светофорных объектов оборудованы секциями обратного отсчета времени горения сигнала светофора.
16 пешеходных переходов оборудованы специализированными фонарями уличного освещения и знаками со светодиодной подсветкой, 23 пешеходных перехода оборудованы шумовыми полосами.
Разработан рабочий проект "Строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект в районе спорткомплекса "Юность".
Приобретено 16 троллейбусов и 1 трамвай. Для проведения паспортизации улично-дорожной сети города Калининграда приобретена передвижная дорожная лаборатория. Для нужд муниципального бюджетного учреждения "Служба организации безопасности дорожного движения" приобретена автомобильная вышка.
В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма:
- проведена внеклассная работа в учебных заведениях;
- приобретена соответствующая методическая литература;
- проведены конкурсы, викторины "Красный. Желтый. Зеленый", "Безопасное колесо";
- организована работа кружка "Юные инспекторы движения".
Вместе с тем движение на дорогах города Калининграда остается небезопасным.
Улично-дорожная сеть города сформировалась в основном в первой трети 20-го века при низкой интенсивности транспортного и пешеходного потоков.
Повышение уровня аварийности на дорогах города обусловлено рядом факторов. Среди них такие как постоянно возрастающая мобильность населения, ухудшение транспортной дисциплины участников дорожного движения, уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом, нарастающая диспропорция между количеством автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Несмотря на планомерно проводимые администрацией городского округа "Город Калининград" и структурными подразделениями УГИБДД УМВД России по Калининградской области мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и увеличению пропускной способности улично-дорожной сети в городе Калининграде вышеуказанные факторы приводят к ухудшению условий движения, заторам и, как следствие, к росту аварийности в городе.
В 2012 году на территории города Калининграда зарегистрировано 647 ДТП, в которых погибли 46 и получили ранения 739 человек.
В настоящее время в городе Калининграде сложилась положительная тенденция по снижению аварийности с участием несовершеннолетних. Всего в 2012 году произошло 86 ДТП, в которых пострадало 89 несовершеннолетних. В 2011 году произошло 104 ДТП, в которых пострадало 108 детей и подростков. В 2012 году не погиб ни один несовершеннолетний (2011 - 1 несовершеннолетний).
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексный и системный подход к решению проблемы в части:
- определения единых целей, задач и мероприятий, концентрации ресурсов на реализацию мероприятий, осуществляемых в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- повышения эффективности мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, проводимых в комплексе одновременно по нескольким направлениям.
Эффективное продолжение решения существующих проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения возможно только в условиях применения программно-целевого метода посредством принятия и последующей реализации Программы.