В Генеральном плане города Калининграда, рассчитанном до 2015 года, приоритеты развития г. Калининграда как столицы региона определяются с учетом экономико-географического потенциала Калининградской области, понимания места и роли региона в Российской Федерации и системе международных связей.
Градостроительная концепция развития города Калининграда основана на стратегической цели развития городских поселений - улучшение состояния городской среды и качества жизни населения. Генеральным планом городского округа "Город Калининград" предусмотрен оптимистичный вариант увеличения населения города за расчетный период (до 2017 г.), т.е. до 480,0 тыс. чел., и средней жилищной обеспеченности в 28-35 кв. м/чел. Для обеспечения указанной прогнозной численности населения жильем в настоящее время помимо реконструкции существующего жилья интенсивное жилищное строительство ведется в Северном и Южном жилых районах, а также разрабатываются новые жилые кварталы и микрорайоны (Восточный, Юго-Западный жилые районы, пос. Чкаловск, пос. им. А. Космодемьянского и др.). Сложившаяся сеть городских магистралей не обеспечивает надежности транспортных связей между отдельными районами.
Отсутствие между основными магистралями города удобных транспортных связей даже при достаточно развитой магистральной сети не обеспечивает ее полноценного функционирования. Это приводит к перегрузке отдельных звеньев магистральной сети улиц, совмещению потоков пассажирского и грузового транспорта, тем самым создавая неудобства для жителей города.
По состоянию на 01.01.2014 в реестре муниципального имущества г. Калининграда числится 800 улиц общей протяженностью 572,2 км, в том числе с усовершенствованным покрытием - 446,25 км (78%).
В пределах городских территорий на пересечениях городских улиц и автомобильных дорог с реками, ручьями, железнодорожными линиями и автодорогами насчитывается порядка 100 искусственных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей) общей протяженностью 5,916 км, в том числе 16 путепроводов, 65 автомобильных мостов, 1 тоннель, 18 пешеходных мостов (в том числе 10 больших). При этом 80% сооружений имеют длительные сроки эксплуатации (довоенной постройки), 40% находятся в неудовлетворительном состоянии.
В настоящее время путепровод по ул. Аллея Смелых находится в аварийном состоянии, что подтверждают результаты обследования ООО "Научно-исследовательский институт морского и инженерного сервиса" от 24.08.2012 N 8-01/12-ТО. Данный путепровод имеет разрушение конструкций пролетного строения, значительную коррозию металлоконструкций, потерю несущей способности балок, разрушение тротуарной части и т.д.
В сложившейся ситуации не представляется возможным коренным образом улучшить состояние улично-дорожной сети без применения программно-целевого метода.