В части действующей системы стратегического планирования и управления в Белгородской области.
Как показал проведенный анализ, Белгородская область достигла значительных результатов в формировании системы стратегического планирования и управления.
Так, развитие региона осуществляется в рамках Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия), актуализация которой проведена в 2012 году. Изменения утверждены постановлением Правительства области от 24 декабря 2012 года N 590-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп".
Положительно характеризует внимание органов исполнительной власти области к актуализации данного документа с учетом современных тенденций макроэкономического развития Российской Федерации. Так, в Стратегию был внесен блок по развитию зоны опережающего развития "Машиностроительный комплекс", Белгородской интеллектуально-инновационной системы, включающей развитие рынка нанотехнологий и наноматериалов, информационных технологий, создание и достижение широкого применения биотехнологий и другие. Вносимые изменения в Стратегию отражают федеральный вектор преобразований в российской экономике.
Также следует отметить положительно и факт встраивания стратегического планирования и управления развитием муниципальных образований в общий региональный контур. Так, в области ведется активная работа по разработке программ социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов), которые должны обеспечить комплексное развитие территорий, достижение задач увеличения экономического потенциала не менее чем в 1,5 раза и устойчивого социального развития, повышения качества жизни населения.
Проведены необходимые организационные мероприятия, связанные с разработкой программ, в том числе индивидуально с каждым муниципальным районом и городским округом.
Наряду с этим следует отметить общественное обсуждение основных положений программ населением в рамках районных форумов, организованных администрациями районов и округов под руководством департамента внутренней и кадровой политики области. С декабря 2012 года программы рассматриваются на еженедельных выездных совещаниях с участием Губернатора области, которые после доработки будут утверждаться муниципальными советами.
Результаты анализа подтверждают, что основными инструментами достижения поставленных задач, ускоренного и результативного развития экономики Белгородской области являются программно-целевой и проектный методы управления регионом.
Так, реализация главных стратегических документов в области обеспечивается выполнением 93 областных целевых программ, в том числе программ, принятых во исполнение 12 федеральных целевых программ, а также принятых на областном уровне 10 концепций, 5 отраслевых стратегий, положения которых соответствуют тем программным направлениям, которые определены Президентом и Правительством Российской Федерации по экономической модернизации страны.
Особого внимания заслуживает внедрение проектного управления в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области. Созданная система позволяет органам исполнительной власти области отслеживать продвижение каждого проекта как на региональном, так и на муниципальном уровнях, фиксировать отклонения от контрольных точек, позволяя оперативно решать вопросы, возникающие в процессе реализации проектов, совместными усилиями достигать заданных показателей и планируемых целей. По состоянию на 1 января 2013 года в ПУВП РИАС зарегистрирован 1451 проект, реализуется 639 проектов, в стадии инициализации находятся 196 проектов, планируется к открытию 98 проектов, успешно реализовано 518 проектов.
Несмотря на достоинства стратегического планирования и управления в Белгородской области, следует выделить следующие проблемы, снижающие системность подхода:
1. Нет алгоритма оценки реализации Стратегии социально-экономического развития и процедуры ее мониторинга. Необходимо сформировать алгоритм, увязывающий полный цикл стратегического планирования и управления.
2. Недостаточная проработка реализации Стратегии в рамках программно-целевого управления. Присутствует неравномерное распределение программных мероприятий по направлениям Стратегии. Стратегические направления и задачи решаются с помощью программ с достаточно неоднородной концентрацией программных мероприятий.
3. Присутствует общая размытость системы целеполагания. В настоящее время в Белгородской области реализуется более 90 программ, концепций, проектов, стратегий, которые слабо связаны друг с другом и не могут по совокупности претендовать на систему стратегического планирования и управления.