Процесс перехода на программно-целевой принцип формирования и исполнения бюджета несет в себе существенные риски, связанные как с содержательными, так и идеологическими факторами. Основными рисками перехода являются:
1. Функциональная неготовность органов исполнительной власти и финансовых органов области к переходу на планирование и исполнение бюджета в разрезе государственных программ, подпрограмм, мероприятий и видов расходов.
Основным инструментом для минимизации данного риска является постепенное внедрение программного бюджетирования в практику. При этом на переходном этапе возможно и необходимо параллельное существование различных представлений бюджета и бюджетных классификаций для обеспечения плавного и естественного замещения существующего ведомственного представления бюджета программным представлением.
Важным инструментом преодоления риска также является переход на исполнение бюджета в разрезе программ.
2. Незавершенность нормативно-правового регулирования системы управления программным бюджетом и отсутствие опыта их практического применения на федеральном уровне и как следствие - проблемы с формированием аналогичных документов на региональном уровне.
Данный риск является объективным, и возможности по его устранению у органов власти Белгородской области минимальны. Однако минимизация его последствий возможна с помощью следующих инструментов:
изучение нормативных документов субъектов Российской Федерации, имеющих опыт внедрения программного бюджетирования;
организация взаимодействия с отраслевыми органами исполнительной власти Белгородской области в рамках программного бюджета, участие в проводимых семинарах и конференциях, использование возможностей удаленного консультирования (горячие линии, интернет-форумы);
установление переходного периода для внедрения программного бюджета.
3. Несовершенство системы стратегического планирования и стратегических документов области и как следствие - сложность определения целей, задач и адекватных показателей достижения результатов государственных программ.
Для устранения данного риска на предварительном этапе должно быть предусмотрено проведение анализа действующих региональных стратегических документов для выявления проблем стратегического планирования и целеполагания и формирования адекватной системы целей, задач и показателей социально-экономического развития Белгородской области. В дальнейшем возможно внесение соответствующих изменений в стратегические документы.
4. Сложность однозначного отнесения значительного числа целей и сфер деятельности к зоне ответственности одного органа власти и как следствие - опасность появления значительного числа межведомственных программ с неизбежным размыванием ответственности за достижение результата.
Инструментами минимизации данного риска являются:
построение системы целеполагания, в максимальной степени исключающей дублирование целей программ различными органами власти;