Недействующий

Об утверждении Концепции внедрения программного бюджета в бюджетный процесс Белгородской области (с изменениями на 23 апреля 2019 года)



IX. Основные риски перехода на программный бюджет


Процесс перехода на программно-целевой принцип формирования и исполнения бюджета несет в себе существенные риски, связанные как с содержательными, так и идеологическими факторами. Основными рисками перехода являются:


1. Функциональная неготовность органов исполнительной власти и финансовых органов области к переходу на планирование и исполнение бюджета в разрезе государственных программ, подпрограмм, мероприятий и видов расходов.


Основным инструментом для минимизации данного риска является постепенное внедрение программного бюджетирования в практику. При этом на переходном этапе возможно и необходимо параллельное существование различных представлений бюджета и бюджетных классификаций для обеспечения плавного и естественного замещения существующего ведомственного представления бюджета программным представлением.


Важным инструментом преодоления риска также является переход на исполнение бюджета в разрезе программ.


2. Незавершенность нормативно-правового регулирования системы управления программным бюджетом и отсутствие опыта их практического применения на федеральном уровне и как следствие - проблемы с формированием аналогичных документов на региональном уровне.


Данный риск является объективным, и возможности по его устранению у органов власти Белгородской области минимальны. Однако минимизация его последствий возможна с помощью следующих инструментов:


изучение нормативных документов субъектов Российской Федерации, имеющих опыт внедрения программного бюджетирования;


организация взаимодействия с отраслевыми органами исполнительной власти Белгородской области в рамках программного бюджета, участие в проводимых семинарах и конференциях, использование возможностей удаленного консультирования (горячие линии, интернет-форумы);


установление переходного периода для внедрения программного бюджета.


3. Несовершенство системы стратегического планирования и стратегических документов области и как следствие - сложность определения целей, задач и адекватных показателей достижения результатов государственных программ.


Для устранения данного риска на предварительном этапе должно быть предусмотрено проведение анализа действующих региональных стратегических документов для выявления проблем стратегического планирования и целеполагания и формирования адекватной системы целей, задач и показателей социально-экономического развития Белгородской области. В дальнейшем возможно внесение соответствующих изменений в стратегические документы.


4. Сложность однозначного отнесения значительного числа целей и сфер деятельности к зоне ответственности одного органа власти и как следствие - опасность появления значительного числа межведомственных программ с неизбежным размыванием ответственности за достижение результата.


Инструментами минимизации данного риска являются:


построение системы целеполагания, в максимальной степени исключающей дублирование целей программ различными органами власти;