Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2013 года N 201-пп


Об утверждении Концепции внедрения программного бюджета в бюджетный процесс Белгородской области

(с изменениями на 23 апреля 2019 года)

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 14.04.2014 N 155-пп, от 23.04.2019 N 161-пп)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации от 28 июня 2012 года, 29 июня 2011 года, 29 июня 2010 года и в целях оптимизации расходов бюджета и формирования программно-целевой системы финансирования расходов бюджета Правительство Белгородской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию внедрения программного бюджета в бюджетный процесс Белгородской области.


2. Контроль за исполнением постановления возложить на департаменты финансов и бюджетной политики (Боровик В.Ф.), экономического развития (Абрамов О.В.) Белгородской области.


Об исполнении постановления информировать к 25 января 2014 года.



Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО



Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 27 мая 2013 г. N 201-пп



КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММНОГО БЮДЖЕТА В БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 14.04.2014 N 155-пп, от 23.04.2019 N 161-пп)



Основные положения Концепции внедрения программного бюджета в бюджетный процесс Белгородской области.


Представленная Концепция внедрения программного бюджета в бюджетный процесс Белгородской области (далее - Концепция) содержит общие принципы и подходы к организации процесса перехода Белгородской области на программно-целевое финансирование расходов областного бюджета в рамках проводимого реформирования бюджетного процесса и внедрения в практику деятельности региональных органов власти инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.



I. Основные понятия и термины


Для целей реализации настоящей Концепции используются следующие понятия и термины:


ответственный исполнитель государственной программы (далее - ответственный исполнитель) - орган исполнительной власти Белгородской области либо иной государственный орган области, определенный Правительством Белгородской области, ответственный за реализацию государственной политики в конкретной сфере (сферах), обладающий полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета, обеспечивающий разработку и реализацию государственной программы, совместно с соисполнителями государственной программы и (или) участниками государственной программы;


соисполнитель государственной программы (далее - соисполнитель) - орган исполнительной власти Белгородской области либо иной государственный орган области, являющийся главным распорядителем средств областного бюджета, обеспечивающий разработку и реализацию подпрограммы (подпрограмм) государственной программы Белгородской области;


участник государственной программы (далее - участник) - орган исполнительной власти Белгородской области либо иной государственный орган области, являющийся главным распорядителем средств областного бюджета, участвующий в реализации одного или нескольких основных мероприятий (мероприятий) подпрограммы, ведомственной целевой программы;


государственная программа Белгородской области (далее - ГП) - документ, содержащий систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности Белгородской области, утверждаемый Правительством Белгородской области и являющийся неотъемлемой частью областного бюджета;


подпрограмма государственной программы (далее - подпрограмма) - составная часть государственной программы, представляющая собой комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, направленных на решение отдельных задач в рамках государственной программы;


основные параметры государственной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели, результаты реализации ГП (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей ГП (подпрограммы);


цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития Белгородской области посредством реализации ГП (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;


задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных основных мероприятий или осуществления государственных функций, направленных на достижение цели (целей) реализации ГП (подпрограммы);


основное мероприятие (далее - основное мероприятие) - группа взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение одной из задач подпрограммы;


мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;


конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития Белгородской области, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы);


непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации основного мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации ГП (подпрограммы);


показатель - обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатели могут быть качественные (фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства) или количественные (фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства);


потолки расходов - предельные объемы расходов по каждой ГП;


эффективность государственной программы (подпрограммы) - степень достижения показателей результата государственной программы (подпрограммы), соотношение результата с затратами на его достижение;


факторы риска - вероятные явления, события, процессы, не зависящие от участников ГП и негативно влияющие на ход реализации ГП (подпрограммы);


мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров ГП;


сфера реализации государственной программы - сфера социально-экономического развития, на решение проблем в которой направлена соответствующая ГП.


Иные понятия и термины используются в значениях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Белгородской области.



II. Анализ текущей ситуации


В части действующей системы стратегического планирования и управления в Белгородской области.


Как показал проведенный анализ, Белгородская область достигла значительных результатов в формировании системы стратегического планирования и управления.


Так, развитие региона осуществляется в рамках Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия), актуализация которой проведена в 2012 году. Изменения утверждены постановлением Правительства области от 24 декабря 2012 года N 590-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп".


Положительно характеризует внимание органов исполнительной власти области к актуализации данного документа с учетом современных тенденций макроэкономического развития Российской Федерации. Так, в Стратегию был внесен блок по развитию зоны опережающего развития "Машиностроительный комплекс", Белгородской интеллектуально-инновационной системы, включающей развитие рынка нанотехнологий и наноматериалов, информационных технологий, создание и достижение широкого применения биотехнологий и другие. Вносимые изменения в Стратегию отражают федеральный вектор преобразований в российской экономике.


Также следует отметить положительно и факт встраивания стратегического планирования и управления развитием муниципальных образований в общий региональный контур. Так, в области ведется активная работа по разработке программ социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов), которые должны обеспечить комплексное развитие территорий, достижение задач увеличения экономического потенциала не менее чем в 1,5 раза и устойчивого социального развития, повышения качества жизни населения.


Проведены необходимые организационные мероприятия, связанные с разработкой программ, в том числе индивидуально с каждым муниципальным районом и городским округом.


Наряду с этим следует отметить общественное обсуждение основных положений программ населением в рамках районных форумов, организованных администрациями районов и округов под руководством департамента внутренней и кадровой политики области. С декабря 2012 года программы рассматриваются на еженедельных выездных совещаниях с участием Губернатора области, которые после доработки будут утверждаться муниципальными советами.


Результаты анализа подтверждают, что основными инструментами достижения поставленных задач, ускоренного и результативного развития экономики Белгородской области являются программно-целевой и проектный методы управления регионом.


Так, реализация главных стратегических документов в области обеспечивается выполнением 93 областных целевых программ, в том числе программ, принятых во исполнение 12 федеральных целевых программ, а также принятых на областном уровне 10 концепций, 5 отраслевых стратегий, положения которых соответствуют тем программным направлениям, которые определены Президентом и Правительством Российской Федерации по экономической модернизации страны.


Особого внимания заслуживает внедрение проектного управления в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области. Созданная система позволяет органам исполнительной власти области отслеживать продвижение каждого проекта как на региональном, так и на муниципальном уровнях, фиксировать отклонения от контрольных точек, позволяя оперативно решать вопросы, возникающие в процессе реализации проектов, совместными усилиями достигать заданных показателей и планируемых целей. По состоянию на 1 января 2013 года в ПУВП РИАС зарегистрирован 1451 проект, реализуется 639 проектов, в стадии инициализации находятся 196 проектов, планируется к открытию 98 проектов, успешно реализовано 518 проектов.


Несмотря на достоинства стратегического планирования и управления в Белгородской области, следует выделить следующие проблемы, снижающие системность подхода:


1. Нет алгоритма оценки реализации Стратегии социально-экономического развития и процедуры ее мониторинга. Необходимо сформировать алгоритм, увязывающий полный цикл стратегического планирования и управления.


2. Недостаточная проработка реализации Стратегии в рамках программно-целевого управления. Присутствует неравномерное распределение программных мероприятий по направлениям Стратегии. Стратегические направления и задачи решаются с помощью программ с достаточно неоднородной концентрацией программных мероприятий.


3. Присутствует общая размытость системы целеполагания. В настоящее время в Белгородской области реализуется более 90 программ, концепций, проектов, стратегий, которые слабо связаны друг с другом и не могут по совокупности претендовать на систему стратегического планирования и управления.


4. Отмечается некоторая размытость показателей. Можно констатировать только косвенное воздействие программ на достижение показателей социально-экономического развития и Стратегию. Необходимо обеспечить корреляцию между показателями всех уровней планирования в стратегиях и программах.


В части действующей бюджетной политики в Белгородской области основными приоритетами бюджетной политики на региональном уровне сегодня являются:


повышение прозрачности бюджетного процесса;


ориентация деятельности органов исполнительных власти области на достижение конечных социально значимых результатов;


повышение эффективности бюджетных расходов.


С этой целью в бюджетный процесс активно внедряются инструменты бюджетирования, ориентированного на результат, основными из которых являются: