1. Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации с развитой инфраструктурой и выгодным транспортно-географическим положением, способствующим развитию межрегионального сотрудничества и выходу на мировой рынок.
На территории Челябинской области общей площадью 89 тысяч квадратных километров проживает более 3,5 млн. человек.
Более 50 процентов отраслей экономики Челябинской области ориентированы в своей деятельности на использование автомобильного транспорта, эффективность которого связана с уровнем развития автомобильных дорог. Более 80 процентов от общего объема грузо- и пассажироперевозок в Челябинской области осуществляется автомобильным транспортом.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Челябинской области составляет более 15 тысяч километров. Почти 9 тысяч километров из них - автомобильные дороги регионального значения, из которых 98 процентов - с твердым покрытием.
Дорожное хозяйство является важной составной частью производственной инфраструктуры региона и представляет собой мощный имущественный комплекс.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Челябинской области, по состоянию на 1 января 2013 года составила 8647 километров.
Основная часть автомобильных дорог общего пользования (90 процентов) - это дороги III и IV категории, протяженность дорог I категории составляет 0,9 процента (75 километров). Около 30 процентов дорог регионального значения имеют дорожные одежды переходного и низшего типов.
В сети автомобильных дорог общего пользования эксплуатируются 298 мостовых сооружений общей протяженностью 18212 погонных метров.
Характерной чертой последнего десятилетия в регионе являлось устойчивое позитивное развитие дорожного хозяйства, ставшее результатом последовательной реализации комплекса мер, направленных на формирование эффективной опорной сети автомобильных дорог общего пользования в Челябинской области.
Решение поставленных задач обеспечивалось за счет увеличения протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям. На сегодняшний день этот показатель составляет 52 процента. Этому способствовал ежегодный рост объема инвестиций в дорожную отрасль.
2. В период с 2003 по 2012 год в развитие автомобильных дорог общего пользования вложено 53,0 млрд. рублей, из них 4,3 млрд. рублей составили средства федерального бюджета, которые направлены на развитие дорог общего пользования.
Было построено и реконструировано 355 километров автомобильных дорог, включая два крупных обхода городов Челябинска и Магнитогорска, более 5 тысяч погонных метров мостов и путепроводов, отремонтировано 1418 километров автомобильных дорог. Повысился технический уровень существующей сети автомобильных дорог общего пользования в Челябинской области.
3. В настоящее время современная развитая сеть автомобильных дорог общего пользования призвана стать основным инструментом реализации государственной политики, приоритетами которой являются ликвидация кризисных последствий и восстановление темпов экономического развития.
Несмотря на достигнутые результаты, по-прежнему остаются актуальными следующие проблемы:
164 километра автомобильных дорог имеют грунтовое покрытие;
263 сельских населенных пункта не имеют связи с дорогами с твердым покрытием;
71,5 процента от общей протяженности автомобильных дорог составляют дороги с усовершенствованным типом покрытия;
транспортно-эксплуатационное состояние большинства мостов не соответствует современным нормативным требованиям по грузоподъемности и габаритам, в неудовлетворительном состоянии находятся 56 мостовых сооружений, 30 мостовых сооружений имеют износ, близкий к предельному, так как были построены более 40 лет назад;
отсутствуют обходы городов и населенных пунктов для вывода транзитного транспорта из городов и крупных населенных пунктов, что приводит к снижению скорости потока, значительным потерям времени для пассажиров, повышению аварийности, ухудшению состояния окружающей среды;
недостаточно развито транспортное сообщение с соседними территориями.
Многие участки автомобильных дорог общего пользования, в особенности на подходах к городам и федеральным магистралям, достигли предела пропускной способности и работают в режиме перегрузки. Это приводит к систематическим транспортным заторам, особенно в летние месяцы.
Не законченный вовремя в связи с недостаточным финансированием ремонт в совокупности с недостаточным уровнем технического состояния оказывает существенное влияние на показатели аварийности на автомобильных дорогах.
Немаловажное значение в структуре опорной сети автомобильных дорог имеют автомобильные дороги местного значения. Большинство этих дорог с низкими техническими параметрами, грунтовые или имеют покрытие из песчано-гравийной смеси, деревянные мосты. Многие из этих дорог играют важную социальную роль, обеспечивая связь сельских и других населенных пунктов с общей транспортной сетью.
Плохое состояние подъездов к сельским населенным пунктам по дорогам общего пользования сдерживает развитие сельских населенных пунктов, существенно увеличивает затраты на перевозки, особенно по грунтовым дорогам. Движение и подъезд к земельным угодьям по этим дорогам крайне затруднены в осенне-весенний период, что приводит к затруднениям при выполнении посевных, уборочных и других работ, а также вызывает потери сельскохозяйственных предприятий.
Неразвитость сельских дорог усугубляет проблемы и в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной медицинской помощи, дополнительных потерь времени и ограничений на поездки.
Все вышеуказанное влияет на ограничение роста экономики Челябинской области и негативным образом сказывается на безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и экологии. Исходя из масштабности и сложности решения этих проблем, а также необходимости рациональной организации их решения, необходимы разработка и принятие государственной программы Челябинской области "Развитие дорожного хозяйства в Челябинской области на 2014 - 2016 годы".