В Липецкой области внедрение принципов бережливого производства начато в 2017 - 2018 гг. в 15 взрослых и детских поликлиниках области. В 2020 году в проекте "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь" участвуют все взрослые и детские поликлиники региона (52 поликлиники).
Бережливое производство направлено на оптимизацию всех процессов, происходящих в медицинской организации, позволяет сэкономить время и пациенту, и врачу. И здесь бережливые технологии помогают не только правильно организовать рабочее пространство и рационально разместить кабинеты в поликлинике или в стационаре. Важно с помощью бережливых технологий сформировать корпоративный дух в коллективе, улучшить взаимоотношения медицинских работников и пациентов.
В 2019 году Липецкая область стала одним из первых регионов, где "бережливые технологии" внедряются и в больницах. В качестве экспериментальной модели выбраны 5 ведущих областных стационаров, где оптимизирована работа приемных отделений, реализованы проекты по улучшению работы операционного блока в Липецкой областной клинической больнице и областном онкодиспансере в целях снижения времени нахождения оперируемого пациента в операционном блоке, рационального использования имеющихся операционных залов и оборудования, рабочего времени врачей и среднего медицинского персонала. В ГУЗ "Липецкий областной клинический центр" оптимизирован процесс оказания специализированной медицинской помощи по профилю офтальмология в амбулаторных и стационарных условиях.
В поликлиниках области происходит процесс формирования новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.
Первый этап создания новой модели поликлиники (базовый уровень) направлен на создание комфортных условий пребывания в поликлинике для пациента и комфортных условий работы для медицинских работников. Основными мероприятиями на данном этапе являются: организация современной системы информирования граждан (система навигации, информационные стенды, сайт медицинской организации); создание зон комфортного ожидания, соответствующих пропускной способности поликлиники, работа по разделению потоков и правильной маршрутизации пациентов в поликлинике путем рационального размещения лечебно-диагностических кабинетов, что позволяет сократить потери времени пребывания пациента в медицинской организации за счет ненужных перемещений и длительного ожидания приема или диагностического обследования. На этом этапе важно наладить систему обратной связи с пациентами и сотрудниками медицинской организации путем создания системы подачи предложений, активной работы на страницах и в группах в социальных сетях, бесперебойной телефона горячей линии для пациентов, регулярного анализа обращений пациентов.
На базовом этапе проводится информатизация рабочих мест, внедряется система 5С, разрабатываются речевые модули для сотрудников регистратуры и кол-центра, алгоритмы работы персонала.
Результатом первого этапа является повышение доступности медицинской помощи (оказание медицинской помощи в сроки, установленные программой госгарантий; рост доли удаленной записи на прием в медицинские организации; выполнение обследования в рамках I этапа при диспансеризации взрослого населения и/или профилактического осмотра за 1 день), повышение удовлетворенности населения работой медицинских организаций.
На втором этапе помимо совершенствования вышеперечисленных процессов, реализуются проекты, направленные на повышение качества оказания медицинской помощи и повышение экономической эффективности работы медицинской организации.
Проекты улучшений направлены на системную оптимизацию процессов оказания медицинской помощи во всех подразделениях медицинской организации, проводится стандартизация процессов, разработка и внедрение СОПов, информатизация и автоматизация основных процессов, касающихся оказания медицинской помощи.
В целях повышения качества и безопасности медицинской деятельности организуется система внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи; в медицинской организации формируется безопасная среда, включающая систему обращения с медицинскими отходами, профилактики ИСМП, профилактики травматизма сотрудников и пациентов, систему информирования и система действий персонала в ЧС.
Реализуются проекты улучшений по управлению персоналом (система привлечения кадров, обучения кадров, наставничества; равномерное распределение нагрузка между врачебным и средним медперсоналом, система мотивации сотрудников, в т.ч., за участие в процессе внедрения бережливых технологий).
Реализуются процессы улучшений, направленные на развитие системы управления ресурсами (система управления ресурсами и запасами (лекарства, расходные материалы, ГСМ, автотранспорт, оборудование), эффективное использование оборудования: коэффициент производственной нагрузки не менее 80%).
В целях формирования благоприятного имиджа медицинской организации осуществляется взаимодействие с общественными организациями, пациентским сообществом, проводится работа по устранению замечаний, выявленных при проведении независимой оценки качества, социологических опросов, системы обратной связи с пациентами, осуществляется активное взаимодействие с муниципалитетами, пациентским сообществом.
Результатом реализации мероприятий второго уровня станет повышение качества оказываемой медицинской помощи, обеспеченность медицинской организации ресурсами в соответствии с ее потребностями, снижение суммы штрафов со стороны страховых медицинских организаций, повышение управляемости процессов внутри медицинской организации, повышение рейтинга медицинской организации, положительный имидж медицинской организации в муниципальном образовании и регионе.