Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 15.05.2017)

2.1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЛЕСОВ


Ведение непрерывного, неистощительного, многоцелевого пользования лесом всегда считалось основным принципом лесоуправления.

Устойчивое лесоуправление подразумевает экономически эффективное, экологически обоснованное и социально адаптированное управление лесами.

Современное управление лесами, уровень охраны, защиты и воспроизводства лесов должны соответствовать возросшим социальным, экологическим и экономическим требованиям. Длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов. Лесной сектор экономики страны нуждается в адаптации к глобализации рынков, развитию технологий, появлению новых видов древесной продукции, усилению конкуренции и ужесточению экологических требований.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р "Об основах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов РФ на период до 2030 года" закреплены принципы, цели и задачи государства при использовании, сохранении и воспроизводстве лесов, определены механизмы их реализации до 2030 г.

Государственная политика в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов основывается на следующих принципах:

- признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;

- соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;

- многоцелевое и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- сохранение лесов в федеральной собственности при усилении роли частных инвестиций в отрасль;

- ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;

- согласованное управление лесами и смежными территориями;

- учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей субъектов Российской Федерации;

- общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;

- обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;

- усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном секторе.

В области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Государственная политика направлена на сохранение и приумножение лесов, максимальное удовлетворение потребностей граждан Российской Федерации в качественных продуктах и полезных свойствах леса, а также на создание на государственном уровне условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие лесного сектора экономики. Для реализации государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов необходимо достичь следующих целей:

- в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;

- в экологической сфере - благоприятная окружающая среда для граждан и сохранение биосферной роли лесов России;

- в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р, задачами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является: внедрение единой государственной информационной системы учета заготовки древесины и оборота круглых лесоматериалов; принятие стратегии защитного лесоразведения в России; разработка региональных нормативов воспроизводства лесов. Также поставлена задача формирования фонда лесов, не подлежащих хозяйственному освоению; сохранения площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности; развития общественного лесного надзора; модернизации системы лесоустройства, госинвентаризации и мониторинга лесов; создания информационной базы о состоянии, использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Следует поддерживать лесное машиностроение и производство оборудования для химической и механической переработки древесины; стимулировать переработку отходов производства, низкокачественной и малоценной древесины (пеллетные производства, предприятия промышленной и коммунальной биоэнергетики и др.); предусмотреть техническое переоснащение специализированных лесопожарных организаций. Расчетная лесосека должна определяться исходя из экономической доступности лесов и их деления по целевому назначению. Также должен учитываться уровень развития транспортной инфраструктуры, товарной и породно-возрастной структуры насаждений.

Необходимо усовершенствовать систему платежей за пользование лесами; развивать внутренний рынок лесобумажной продукции; повысить научно-технический, технологический и кадровый потенциал лесного сектора экономики.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:

- повышение эффективности управления лесным сектором;

- интенсификация использования и воспроизводства лесов;

- развитие внутреннего рынка лесобумажной продукции, включая стимулирование производства потребительских товаров и формирование рынка экосистемных услуг в лесном секторе;

- повышение конкурентоспособности российской лесной промышленности, в том числе увеличения производства лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью, максимального удовлетворения потребностей внутреннего рынка высококачественной конкурентоспособной продукцией лесопереработки отечественного производства и увеличения ее экспорта;

- повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от незаконных рубок;