Важное значение для развития инфраструктуры нефтегазового комплекса Тюменской области имеют проложенные здесь трассы магистральных нефте- и газопроводов. Через территорию Тюменской области проходят продуктопроводы, подающие углеводороды к центрам их переработки (г. Тобольск), а также на Урал и в Европейскую часть страны. Близость к трубопроводам - важный положительный фактор освоения Уватского нефтегазоносного района и целесообразности расширения базы переработки углеводородов на территории Тюменской области.
Зоны планируемого освоения лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов выделены на основании программ социально-экономического развития области и документов территориального планирования. Площади планируемого освоения лесов для эксплуатации и реконструкции линейных объектов по лесничествам приведены в приложении 15 к лесному плану.
Осуществление рекреационной деятельности.
Развитие рекреационной инфраструктуры в целях обеспечения полноценного и качественного отдыха населения является в настоящее время одним из приоритетных направлений.
Тюменская область обладает достаточно высоким рекреационным потенциалом в силу своих природных особенностей и лечебно-оздоровительных факторов, к которым относятся минеральные воды, лечебные грязи, умеренный климат, живописный ландшафт и богатое культурное наследие.
В качестве ярких примеров богатого рекреационного потенциала области можно выделить следующие объекты: исторические и природные комплексы Ялуторовского, Исетского, Тобольского, Тюменского и Уватского районов.
Имеются предпосылки для формирования зоны опережающего развития туристско-рекреационного типа, опирающейся на большое историческое и архитектурное наследие и уникальные природные ландшафты. На территории региона функционируют 38 санаторно-курортных организаций и учреждений отдыха, из них 25 санаторно-курортных учреждений. Туристские культурные ресурсы (объекты туристского интереса) включают: более 1000 объектов истории, культуры и досуга; 2 музея-заповедника (Археологический музей-заповедник на оз. Андреевском, 23 км Ялуторовского тракта, и Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, г. Тобольск), сотни археологических памятников и др.
Среди основных рекреационных ресурсов области особого внимания заслуживают леса. Использование лесов для организации рекреационной деятельности является важным условием восстановления сил и здоровья человека, повышения трудового потенциала общества. Кроме того, сама организация рекреационной инфраструктуры направлена на снижение рекреационной нагрузки на лесные экосистемы.
В соответствии со статьями 25 и 41 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности осуществляется планомерная работа по предоставлению в пользование лесных участков для осуществления рекреационной деятельности. Право аренды возникает по результатам открытых лесных аукционов. На 01.10.2016 заключено 70 договоров аренды лесных участков общей площадью 240 га.
Для целей рекреации передаются лесные участки, расположенные вблизи городов и населенных пунктов, которые ранее из-за неорганизованного отдыха населения были наиболее замусоренными и горимыми в пожароопасный период. По условиям договора аренды лесопользователи обеспечивают соблюдение санитарных правил и противопожарной обстановки в лесах. Они также принимают участие в тушении лесных пожаров на прилегающей территории. На арендуемых участках планируется создание баз отдыха, на которых ежегодно смогут отдыхать до 40 тысяч человек.
Для организации рекреационного использования лесов формируется рекреационная сеть (совокупность рекреационных учреждений, лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного и познавательного туризма) и туристическая инфраструктура (объектов капитального строительства - спортивно-оздоровительных комплексов и сооружений, стадионов, бассейнов, аквапарков, велодромов, велотреков, культурно-оздоровительных комплексов и других подобных сооружений, коммуникационных комплексов, мест размещения и питания отдыхающих, а также транспортной инфраструктуры).
Развитие рекреации требует серьезного финансового обеспечения, как в сами здания, сооружения, так и в организацию территории.
В Тюменском лесничестве планируется создание рекреационной сети на базе существующих, расширяющихся объектов рекреации: Центр зимних видов спорта "Жемчужина Сибири", областной центр "Ребячья республика", санаторий "Сибирь", детские лагеря отдыха, и вновь создаваемых, лесных участков, предоставленных в аренду для рекреационной деятельности, также планируется освоение лесов, в целях рекреационной деятельности на территории лесничества "Городские леса города Тюмени" и лесопарка "Гилевская роща", в которых допустимы возведение временных построек на лесных участках, осуществление их благоустройства, возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, в соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации. Перед освоением лесничества "Городские леса города Тюмени" и лесопарка "Гилевская роща" в целях рекреационной деятельности, необходимо согласовать количество выделяемых территорий и их местоположение с Губернатором Тюменской области, Администрацией города Тюмени и Департаментом лесного комплекса Тюменской области.
В связи с тем, что основная часть лесных участков, где осуществляется рекреационная деятельность, расположена вблизи городов, как правило, в защитных лесах требуется изменение их границ.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, которым осуществляется правовое регулирование порядка установления зеленых и лесопарковых зон, определения их границ и площадей, выделения функциональных зон в лесопарковых зонах, их назначения и режима, а также устанавливается порядок подготовки и утверждения документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, требования к ее составу, порядок ее рассмотрения и принятия решения.