Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 15.05.2017)

1.1.9. Иные сведения о состоянии лесов и об изменении состояния лесов, об их целевом назначении по лесничествам, а также о лесорастительных зонах и лесных районах


В связи со спецификой географического расположения региона при анализе использования лесов Тюменской области необходимо учитывать традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера (КМНС), к которым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 24.03.2000 N 255 отнесены представители народов Ханты, Манси, Селькупы и Эвенки в отдаленных труднодоступных населенных пунктах Уватского района (Казак, Усть-Урна, Бабиково, Нефедово, Немское, Ярсино, Калемьяга, Трамбал, Катыс, Герасимовка, Антурецкое, Васькино, Челдияк, Марьяк). КМНС ведут оседлый образ жизни и занимаются традиционными видами деятельности: охотой, рыболовством и сбором дикоросов. Родовых угодий у семей не имеется.

Площадь участков, закрепленных за коренными малочисленными народами Севера (промыслово-охотничьи хозяйства, стойбища и т.п.) на территории Уватского муниципального района составляет 3 000 244 га.

Фактически вышеперечисленные стойбища, охотничьи участки, закрепленные за КМНС и лицами, приравненными к ним, священные места, культовые сооружения, места захоронения предков, места древних поселений являются местами традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС и нуждаются в установлении особого правового режима использования лесных участков.

Ввиду того, что комплексной этнографической экспертизы в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности не проводилось, данные о священных местах, культовых сооружениях, местах захоронения предков, местах древних поселений носят разрозненный, неполный характер, что зачастую приводит к возникновению конфликтных ситуаций между недропользователями и КМНС.

Разрабатываемые нефтяные месторождения часто совпадают с местами традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС. Традиционное хозяйствование предполагает сезонные миграции КМНС, поэтому кроме стойбищ имеются избушки (временное жилье) внутри охотничьих участков, часто не отмеченные на топографических картах.

Для получения полной и достоверной информации о священных местах, культовых сооружениях, местах захоронения предков, местах древних поселений необходимо провести государственную этнологическую экспертизу в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС.

На учете в Комитете по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области находятся 1000 объектов археологического наследия Федерального значения, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и 992 выявленных объекта археологического наследия, расположенных на территории юга Тюменской области, находящихся на Государственной охране.

По данным проводимой Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области инвентаризации, более 60% обследованных за период 2004 - 2006 годы археологических памятников расположены в лесах. На лесных землях в последние годы выявляются объекты культурного наследия коренных жителей Уватского района, а также священные места татарского населения - Астана (Вагайский, Ярковский, Тобольский районы).

В связи с промышленным развитием леса все чаще предоставляются под строительство хозяйственных объектов, что несет угрозу причинения ущерба и разрушения археологическим и другим памятникам, расположенным на лесных землях.

Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ гласит, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ осуществляется при отсутствии на отводимой территории объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.

Использование лесов с учетом требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, координация действий Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области и Департамента лесного комплекса Тюменской области позволят обеспечить рациональное использование лесных земель и сохранность расположенных на них памятников истории и культуры.