В лесах лесничеств произошли значительные изменения, связанные с уточнением площадей лесных земель. Поэтому проанализировать динамику экологических показателей за прошедший период не представляется возможным.
Улучшение состояния лесного фонда без больших капитальных вложений возможно лишь при условии соблюдения правил лесопользования, сохранения и стимулирования естественных процессов лесовосстановления и осуществления эффективной системы противопожарного устройства территории лесничества.
На ближайшую перспективу нецелесообразно проектировать какие-либо мероприятия по благоустройству лесов рекреационного назначения. Чтобы квалифицировано решить вопрос обустройства лесов зеленой зоны и других категорий защитности, которые в перспективе могут использоваться в рекреационных целях, специализированным органам необходимо изучить природные условия, демографические и социальные факторы и составить технорабочий проект организации зоны отдыха. Необходимо отметить, что эти изыскания должны быть проведены и в лесах других лесофондодержателей района, что позволит решить проблему использования лесов в рекреационных целях комплексно.
Кроме того, особое внимание должно уделяться охране используемых для отдыха лесов от пожаров, вредителей, захламления бытовыми отходами и строительным мусором.
В условиях, когда объективные потребности населения городов в рекреации заметно возрастают, особое значение имеет проведение определенной муниципальной политики в этой области; политики, нацеленной на создание наиболее благоприятных условий и предпосылок наилучшего использования местных лесных ресурсов для полноценного отдыха людей.
Для создания оптимальных условий отдыха горожан и предупреждения возможных нарушений природной среды из-за чрезмерной рекреационной нагрузки на лесные участки городских лесов должны предусматриваться их соответствующее благоустройство. Мероприятия по благоустройству лесных участков лесов должно предусматривать четкое регулирование нагрузок на леса для снижения неизбежного антропогенного, рекреационного и техногенного воздействия на них.
Лесопользователям предоставляются в аренду и безвозмездное пользование не только леса, но и земли, на которых эти леса произрастают, поэтому при определении их прав и обязанностей должны быть предусмотрены меры по рациональному использованию не только лесов, но и земель. Негативное воздействие на земли лесного фонда отрицательно влияет на состояние лесов.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" необходимо рассчитывать вредное воздействие на окружающую среду при проектировании лесопользования.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 января 2017 года, регистрационный N 45475), целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.
При разработке раздела "Оценки воздействия проектируемых мероприятий на окружающую среду" (ОВОС) должны учитываться следующие принципы:
- Раздел должен составляться отдельно от лесоустроительного проекта по отдельному договору.
- Раздел должен составляться не автором проекта, а лицом, ему оппонирующим.
- Оценка мероприятий выполняется по принципу сравнения того, что есть и что будет в результате реализации проектируемых мероприятий.
При положительном заключении ОВОС на лесоустроительный проект, оценка на производные от него проекты не выполняется.
Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов проекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000, определяет этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
В соответствии с "Пособием к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации "Охрана окружающей среды" (письмо N 13-1/25-477 от 30.03.2000) раздел охраны окружающей среды в проектной документации должен содержать следующие подразделы:
- охрана и рациональное использование земельных ресурсов;
- охрана атмосферного воздуха от загрязнения;
- охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения;
- охрана окружающей среды при складировании (утилизации) отходов промышленного производства;
- охрана растительного и животного мира;
- прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием проектируемого объекта;
- эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий.
Оценка воздействия отходов на окружающую природную среду производится с учетом условий хранения и их физико-химических свойств: растворимость в воде; летучесть; реакционная способность; опасные свойства (взрывоопасность и пожароопасность); агрегатное состояние.
Лесозащитные мероприятия включают в себя санитарные рубки, при которых осуществляется уборка погибших, ослабленных деревьев и очистка площади лесосек, лесопатологические обследования, меры по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, уборка захламленности. Такие мероприятия снижают ущерб, наносимый лесными пожарами, вредителями и болезнями леса.
Лесопатологические обследования позволяют контролировать численность хвое-, листогрызущих вредителей в лесном сообществе и зараженность болезнями, прогнозировать возникновение и развитие очагов, планировать меры и способы борьбы с ними.
Для улучшения качественной структуры лесов необходимо введение в породный состав лесного фонда хвойных пород: сосны, лиственницы, ели, кедра. Невозобновившиеся вырубки, гари, пустыри и прогалины, на которых нельзя ожидать естественного возобновления, подлежат лесовосстановлению.