Модернизация системы общего образования Тюменской области на период до 2020 года направлена на достижение долгосрочных стратегических ориентиров развития общего образования Российской Федерации, в ходе которой ожидается достижение следующих эффектов:
- обеспечение нового качества образовательных результатов и доступности качественного образования, независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения и доходов семей обучающихся;
- качественное обновление кадрового состава через создание системы непрерывного образования и закрепления высококвалифицированных специалистов;
- обеспечение информационной открытости, общественного участия в управлении и контроле качества образования;
- создание условий для достижения выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок.
Особое внимание в ближайшие годы необходимо уделить таким социально значимым направлениям работы как:
- повышение эффективности работы органов управления образованием и образовательных учреждений через внедрение современных технологий организации образовательного процесса;
- достижение высокого уровня мотивации профессионального роста и расширение конкурентной основы в привлечении на работу в школы высокопрофессиональных педагогических и управленческих кадров;
- создание равных стартовых возможностей на всех уровнях образования и базовой успешности каждого обучающегося.
Для достижения ожидаемых результатов планируется дальнейшее совершенствование существующих механизмов модернизации системы общего образования и разработка новых инструментов программно-целевого управления. Механизмом реализации Комплекса мер является долгосрочная целевая программа "Основные направления развития образования и науки Тюменской области" на 2013 - 2015 годы, которая разработана в соответствии с основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, предусматривает реализацию мероприятий Государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, а также других федеральных проектов.
Среди приоритетных аспектов работы можно назвать нижеследующие.
Механизмы/инструменты | 2013 - 2015 гг. | 2016 - 2020 гг. | Целевой ориентир |
1. Корректировка структуры, содержания и целевых ориентиров долгосрочной целевой программы развития образования, направленных на формирование новых качественных связей и достижение системных эффектов и результатов. | Внедрение новых подходов к формированию целей, задач и механизмов реализации с опорой на существующие институциональные механизмы развития отрасли на основе комплексного принципа реализации проектов, объединяющего все уровни и субъекты образования, как равноправных партнеров образовательной практики, в качестве ключевых приоритетов развития. | Закрепление практики сквозного решения проблем, позволяющей сконцентрировать ресурсы, повысить эффективность их использования и минимизировать риски. | |
2. Совершенствование системы повышения квалификации на основе диагностики профессиональных компетенций педагогов и переход на модульный принцип формирования программ курсов. | Расширение формата проведения курсовых мероприятий, в том числе посредством дистанционного обучения и использования видеоконференцсвязи. | Постепенное внедрение персонифицированной модели повышения квалификации педагогов и руководителей школ. | |
3. Оптимизация управленческих принципов организации образовательного процесса. | Переход на электронный документооборот, использование возможностей единого портала "Образование в Тюменской области". | Распространение опыта снижения нагрузки документооборота с учетом типовой и видовой специфики учреждений, интерпретации и использования данных в принятии решений. | Дебюрократизация образовательного процесса, отказ от избыточной отчетности, переход на электронный внешний и внутренний документооборот, предоставление услуг и информирование общественности в электронном виде, минимизация трудозатрат педагога. |
4. Индивидуализация образовательного процесса за счет расширения спектра методик и технологий работы с обучающимися. | Внедрение в практику различных моделей работы с одаренными детьми, детьми, имеющими запросы профильной ориентации, а также проблемы в состоянии здоровья, поведении. | Достижение нового качества образовательных результатов и повышение роли образования как социального лифта. Восстановление приоритета воспитания в педагогической практике. Формирование ответственного родительства. Развитие опережающей готовности к ответам на вызовы постоянного меняющейся культурной, социально-технологической среды. | Формирование в школах развивающей образовательной среды, создание условий для успешной социализации, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, привития нравственных ценностей, самостоятельного и ответственного поведения в различных жизненных обстоятельствах, развития мотивации к труду и непрерывному образованию |