Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2012 - 2014 ГОДЫ" (с изменениями на: 15.05.2014)

I. Обоснование проблемы и анализ ее исходного состояния


Огромным воздействием на экономику, эффективность системы товародвижения, качество жизни населения и, наконец, социальной стабильности в обществе является уровень развития транспортной отрасли.

Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики республики.

В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Ускорение доступности грузовых перевозок стимулирует расширение транспортно-экономических связей, а повышение качества пассажирского сообщения приводит к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.

Проблемы транспортного комплекса Республики Тыва требуют создания скоординированной и взаимоувязанной системы мер по проведению необходимых преобразований, реформированию и укреплению производственно-технической базы дорожной отрасли, улучшению экономического положения, нормализации функционирования транспортных рынков, оказанию государственной поддержки транспортного комплекса.

Такой подход к рассматриваемой проблеме может быть решен в рамках Программы.

Помимо указанных общих проблем имеются также следующие специфические проблемы развития дорожной отрасли.

Автомобильные дороги имеют большое значение для всех отраслей экономики, бизнеса и населения. Они связывают территорию Республики Тыва с соседними регионами и странами, обеспечивают жизнедеятельность городов и населенных пунктов и во многом определяют возможности развития республики, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, а также позволяет расширить производственные возможности республики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.

На 1 января 2011 г. общая протяженность автомобильных дорог по республике составляет 5053,8 км, в том числе 378 км - федерального значения, 2652,8 км - регионального или межмуниципального значения и 2023,0 км местного значения.

По всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования, Республика Тыва значительно уступает другим регионам России. Развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации республики. Износ автомобильных дорог регионального значения, согласно паспортизации, проведенной ООО "ДорСиб" г. Томска, составляет более 85 процентов. Низкий технический уровень дорог обуславливает увеличение себестоимости перевозок и расхода горючего. С учетом наличия на территории республики продолжительного и сурового зимнего периода, особое внимание нужно уделять зимнему содержанию автомобильных дорог, особенно оперативному принятию мер по борьбе с наледевыми, гололедными явлениями и снежными заносами.

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет в республике 16,8 км на 1000 кв. км территории (средний показатель по Российской Федерации - 44 км). Малая плотность автомобильных дорог сдерживает развитие экономики республики в целом.

Учитывая рост межрегиональных перевозок, рост доходов населения и, как следствие, увеличение количества личного автомобильного транспорта, можно спрогнозировать рост интенсивности движения автомобильного транспорта.

К наиболее актуальным проблемам дорожного комплекса Республики Тыва относятся следующие:

- более 50 процентов протяженности автомобильных дорог республики не соответствует современным нагрузкам по прочности дорожной одежды и более 80 процентов по ровности покрытия. Для восстановления нормативного состояния дорожной сети Республики Тыва на настоящий момент требуется выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия на 558 км (59 процентов), гравийного покрытия на 27 км (47 процентов), выполнить ремонт и перестройку 73 мостов;

- часть районных центров не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования;

- недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог в северо-восточных и юго-восточных районах республики, в сельской местности сдерживает освоение территорий и замедляет темпы их социально-экономического развития;

- 63 процента автодорог общего пользования не имеют твердого покрытия, что затрудняет круглогодичный проезд транспорта;

- по ряду основных характеристик мостовые сооружения на дорогах общего пользования Республики Тыва не соответствуют современным требованиям: многие мосты имеют недостаточные габариты для проезда, на автодорогах из 205 единиц мостов имеется 85 деревянных мостов, которые значительно ограничивают движение грузового автотранспорта.

Реализация Программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести:

1) макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновению бюджетного дефицита.

Определяющим фактором для развития транспортной отрасли является уровень мировых цен на энергоносители. Неблагоприятный сценарий развития российской экономики приведет к фактической консервации технической отсталости транспортной инфраструктуры на достаточно продолжительный период времени. Практически это означает срыв реализации Программы и застой в развитии транспортной отрасли;

2) операционные риски, связанные с несовершенством принятых процедур, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой Программы;

3) техногенные и экологические риски.

Любая крупная катастрофа на транспорте техногенного (высокая степень физического и морального износа технических средств, человеческий фактор), природного (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.) или социального характера (неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, нанесение ущерба и хищение имущества, относящегося к инфраструктуре и т.п.), вероятность которой исключать нельзя, потребует серьезных дополнительных капиталовложений и приведет к отвлечению средств с других объектов транспортной системы.

В процессе финансирования Программы вероятность потери вложенных средств из республиканского бюджета минимальна. Риск необеспечения производства дорожных работ отсутствует.