Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2014 - 2016 ГОДЫ" (с изменениями на: 27.04.2016)


Пассажирские перевозки

Автотранспортный комплекс республики имеет в своем составе одно муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие, расположенное в столице республики - г. Кызыле - и небольшой автобусный парк в г. Ак-Довураке, которые и осуществляют пассажирские перевозки в республике. Автобусным парком предприятий обслуживается 11 районных центров и 42 населенных пункта, расположенных в сельской местности. В пассажирском предприятии г. Кызыла действует 2 маршрута за пределы республики: Абакан и Красноярск.

Списочный парк автобусов предприятий республики насчитывает около 70 единиц. Около 90 процентов эксплуатируемых в настоящее время маршрутных автобусов самортизированы, а 50 процентов из них подлежит безотлагательной выбраковке по критериям обеспечения безопасности дорожного движения. Это, безусловно, влияет на экономику предприятия и ставит под угрозу безопасное функционирование транспортных средств, соблюдение графиков и расписаний.

Поддержание в работоспособном состоянии и выпуск на линию изношенных автотранспортных средств требует повышенных эксплуатационных затрат, ухудшает экологическую обстановку в городах и снижает безопасность дорожного движения. Постоянно растет количество сорванных рейсов и возвратов подвижного состава с линии по технической неисправности.

Обновление парка автобусов общего пользования исключительно за счет местных бюджетов в настоящее время также представляется нереальным, учитывая постоянный дефицит соответствующих бюджетов на протяжении последних лет.

Сократился и объем легкового таксомоторного парка. Его приватизация с передачей автомобилей в индивидуальную аренду или продажей легковых таксомоторов, отсутствие возможностей для пополнения и обновления парка, недостатки в системе лицензирования и тарифного регулирования частных владельцев легкового транспорта сделали этот вид транспортных услуг недоступным для основной массы населения. В то же время потребность в этих перевозках стала удовлетворяться за счет мелкого теневого бизнеса - безлицензионной работы владельцев личных автомобилей, что выводит из-под государственного контроля и налогообложения весомую долю городских пассажирских перевозок.

Несмотря на усилия органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва положение пассажирского транспорта остается крайне сложным. В последние годы по этой причине сформировались некоторые негативные тенденции:

- снижение качества транспортного обслуживания;

- сокращение провозных возможностей пассажирского транспорта, некомпенсируемое ростом привлечения малых автобусов частного сектора и автомобилизации населения;

- прогрессирующее физическое и моральное старение парка транспортных средств, резко увеличивающее текущие затраты на эксплуатацию и снижающее безопасность перевозок;

- широкое распространение всех форм уклонения от оплаты проезда;

- повышение бюджетных расходов на обеспечение работы пассажирского транспорта при неполной компенсации расходов по перевозке пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда;

- недостаток пропускной способности основной улично-дорожной сети для обеспечения требуемой подвижности населения;

- неблагоприятная обстановка по монополии частного перевозчика пассажиров, которая вызывает нездоровую конкуренцию на рынке транспортных услуг.

Для преодоления этих отрицательных тенденций необходимо реформирование пассажирского транспорта. В частности, создание автовокзала как единого транспортного узла для организации перевозки пассажиров. Для решения этой задачи было создано предприятие ГУП "Управление пассажирским транспортом Республики Тыва", цель которого - упорядочение пассажирских перевозок путем организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в междугороднем и пригородном сообщении, вывод из тени действующих перевозчиков, защита интересов республиканских перевозчиков на региональном рынке транспортных услуг и составление четкого графика движения как пригородных, так и междугородних автобусов с перспективой внедрения единой социальной карты на территории Республики Тыва.