Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2014 - 2016 ГОДЫ" (с изменениями на: 27.04.2016)


      I. Характеристика состояния транспортной системы Республики Тыва


Функционирование и развитие транспортной системы в Республике Тыва напрямую зависит от ситуации и реальных располагаемых доходов населения. Падение объемов производства в основных грузообразующих отраслях республики и снижение деловой активности населения во время мирового экономического кризиса сократили потребности в транспортных услугах, что оказало существенное влияние на показатели деятельности в 2008 - 2010 годах. Вместе с тем положительные тенденции позволили в 2012 году увеличить объем услуг транспорта в среднем на 14,4 процента к 2011 году.

В последние годы транспорт Республики Тыва в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки пассажиров и грузов. В 2012 году грузооборот автомобильного транспорта составил 93,5 процента к уровню 2011 года, перевозка грузов увеличилась на 28,5 процента, пассажирооборот и перевозка пассажиров остались на уровне 2011 года.

Значительное внимание уделялось вопросам модернизации транспортной инфраструктуры, повышению безопасности и устойчивости транспортной системы. За период 2007 - 2012 годов было построено 46,3 участков автомобильных дорог, отремонтировано 103,29 км.

Развитие транспортного комплекса Республики Тыва, включающего в себя хозяйствующие субъекты автомобильного, воздушного транспорта и дорожного хозяйства, ставит перед участниками рынка задачи по технологической и транспортной безопасности, повышению скорости передвижения, увеличению пассажиро- и грузопотока, снижению износа основных фондов, оптимизации инфраструктуры пассажирских перевозок.

Помимо указанных общих проблем имеются также следующие специфические проблемы развития отрасли.

Автомобильные дороги имеют большое значение для всех отраслей экономики, бизнеса и населения. Они связывают территорию Республики Тыва с соседними регионами и странами, обеспечивают жизнедеятельность городов и населенных пунктов и во многом определяют возможности развития республики, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, а также позволяет расширить производственные возможности республики за счет снижения транспортных издержек и временных затрат на перевозки.

На 1 января 2013 г. общая протяженность автомобильных дорог по республике составляла 4949,282 км, в том числе 378 км - федерального значения, 2654,382 км - регионального или межмуниципального значения и 1916,9 км местного значения.

По всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Республика Тыва значительно уступает другим регионам России. Развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации республики. Износ автомобильных дорог регионального значения, согласно паспортизации, проведенной ООО "ДорСиб" г. Томска, составляет более 85 процентов. Низкий технический уровень дорог обуславливает увеличение себестоимости перевозок и расхода горючего. С учетом наличия на территории республики продолжительного и сурового зимнего периода особое внимание нужно уделять зимнему содержанию автомобильных дорог, особенно оперативному принятию мер по борьбе с наледевыми, гололедными явлениями и снежными заносами.

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет в республике 16,2 км на 1000 кв. км территории (средний показатель по Российской Федерации - 44 км). Малая плотность автомобильных дорог сдерживает развитие экономики республики в целом.

Учитывая рост межрегиональных перевозок, рост доходов населения и, как следствие, увеличение количества личного автомобильного транспорта, можно спрогнозировать рост интенсивности движения автомобильного транспорта.

К наиболее актуальным проблемам дорожного комплекса Республики Тыва относятся следующие:

- более 50 процентов протяженности автомобильных дорог республики не соответствует современным нагрузкам по прочности дорожной одежды и более 80 процентов - по ровности покрытия. Для восстановления нормативного состояния дорожной сети Республики Тыва на настоящий момент требуется выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия на 558 км (59 процентов), гравийного покрытия на - 27 км (47 процентов), выполнить ремонт и перестройку 73 мостов;

- часть районных центров не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования;

- недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог в северо-восточных и юго-восточных районах республики, в сельской местности сдерживает освоение территорий и замедляет темпы социально-экономического развития муниципальных образований;

- 63 процента автодорог общего пользования не имеет твердого покрытия, что затрудняет круглогодичный проезд транспорта;

- по ряду основных характеристик мостовые сооружения на дорогах общего пользования Республики Тыва не соответствуют современным требованиям: многие мосты имеют недостаточные габариты для проезда, на автодорогах из 205 единиц мостов имеется 85 деревянных мостов, которые значительно ограничивают движение грузового автотранспорта.

Республика Тыва обладает слабо развитой транспортной инфраструктурой. Учитывая труднодоступность республики, а также отдельных населенных пунктов на ее территории и при условии отсутствия железнодорожного сообщения и водного транспорта, авиационный и автомобильный транспорт приобретают особую значимость.