SWOT-АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.08.2016 N 325)
Факторы | Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 | 3 |
Уровень жизни | 1. Инновации в социальные проекты. 2. Среди крупных социальных проектов - развитие на селе семейной медицины с введением офисов врача общей практики. Сегодня их работает уже более 200. Это позволяет максимально приблизить качественную врачебную помощь к месту жительства и работы сельчан. 3. Интенсивно развивается система Интернет-коммуникаций. 4. Создана развитая инфраструктура общественного доступа к информационным ресурсам и сервисам. 5. Завершена газификация Чувашской Республики. 6. По вводу жилья на 1 человека Чувашия опередила все близлежащие регионы, включая такой, как Татарстан, и в 1,7 раза превышает средний показатель по России. В Чувашской Республике с использованием новых, в том числе и зарубежных, технологий строительства создаются современные архитектурные ансамбли, целые жилищно-сервисные комплексы, в которых сочетается удобство, красота, современность. 7. Модернизация системы здравоохранения | 1. Низкий уровень жизни. В 2003 году 31,5% населения имели доходы ниже прожиточного минимума (в 2002 году - 42,2%). 2. Большая имущественная дифференциация. 3. Низкая средняя заработная плата (56,9% от среднероссийского уровня) |
Кадровые ресурсы | 1. Наличие свободной рабочей силы. Плотность населения республики - 74 человека на 1 км2 (самая высокая в округе и одна из самых высоких в России) - более чем вдвое превышает среднюю плотность по округу, которая составляет 30 человек на 1 км2. 2. Достаточно высокий удельный вес населения, занятого в экономике, - 44% (при 40% в среднем по Приволжскому федеральному округу) 3. Низкая социальная конфликтность. 4. Снижение числа безработных за 2004 год на 5,1% | 1. Дешевый труд - доля годового фонда заработной платы в объеме ВРП по республике 35% (в развитых странах - 75%). 2. Обострение демографической ситуации. Ежегодно численность населения в Чувашии сокращается на 6,8 тыс. человек. В 2003 году число умерших на 51,5% превысило число родившихся. 3. Миграция специалистов в Москву и другие регионы. 4. Неэффективная занятость на селе |
Образование | 1. В учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования по состоянию на 1 декабря 2004 г. работают 3115 педагогов; в среднем на 1 педагога приходится 14,2 обучающихся. Количество педагогических работников, имеющих высшую и I квалификационные категории, составляет 62,3%, в вузах - более 200 докторов наук и более 1100 кандидатов. 2. Наличие в ресурсных центрах учреждений начального профессионального образования современного технологического оборудования (за последние 2 года получено 28 единиц автомобильной техники, 3 трактора новых модификаций, 14 единиц металлообрабатывающих станков, более 600 персональных компьютеров, 45 мультимедийных проекторов). 3. Модернизация системы начального образования | 1. Все более углубляющийся разрыв между уровнем и качеством системы образования, в котором нуждается бизнес, и тем, что фактически обеспечивают учебные заведения республики. 2. Инертность и неповоротливость республиканской системы высшего и профессионального образования по отношению к реальным требованиям рынка. 3. Старение педагогических кадров. Число педагогических работников предпенсионного и пенсионного возраста составляет в среднем 40%. 4. Неукомплектованность учреждений начального профессионального образования мастерами производственного обучения (73% от потребного количества). 5. Физический и моральный износ учебного оборудования составляет 90% |
Экономические условия и новый бизнес | 1. Многоотраслевая структура экономики, соответствующая развитым мировым странам (например, Финляндия). 2. Наличие свободных производственных мощностей. 3. Выгодное географическое положение. 4. Ежегодный рост экспорта на 3 - 5%. 5. Рост объемов промышленного производства за последние 2 года примерно на 30%. 6. Рост числа рентабельных организаций. 7. Сильная управленческая команда бюджетообразующих организаций промышленности в Чувашской Республике. 8. Производство конкурентоспособной продукции, не имеющей аналогов в России и странах СНГ. 9. Развиваются собственные республиканские бренды (например, проект "Четра", "Хлопковый рай"). 10. Развиваются новые отрасли промышленности (биотехнологии, вагоностроение). 11. Активная политика сотрудничества со стратегическим партнером промышленности республики ОАО "Российские железные дороги", ОАО "КАМАЗ" | 1. Физический и моральный износ основных фондов. 2. Высокая энергоемкость производства. 3. Невысокая степень специализации производства. 4. Медленная реструктуризация производств, слабый менеджмент и маркетинг. 5. Низкая конкурентоспособность производств переработки. 6. Недостаточное количество квалифицированных кадров для отраслей промышленности. 7. Сложившаяся недостаточно эффективная структура производства с небольшой долей производств с высокой добавленной стоимостью |
Технологические изменения и инновационная активность | 1. Сложившийся имидж Чувашской Республики, как полигона для внедрения инноваций в здравоохранении, строительной индустрии, управлении финансами. 2. Развитие продуктовых инноваций, обновление и расширение номенклатуры выпускаемой продукции большинством организаций промышленности в Чувашской Республике. 3. Внедрение в некоторых организациях промышленности в Чувашской Республике самого современного оборудования (например, литейного комплекса ООО "Промтрактор-Промлит", производство печатных плат ОАО "Научно-производственный комплекс "Элара") | 1. Низкая инновационная активность организаций экономики республики. Статистика потерь инновационного потенциала республики выражается в том, что количество организаций, осуществлявших разработку и внедрение технологических инноваций в промышленности, за последние 5 лет уменьшилось почти вдвое. Доля республики по числу организаций, выполняющих исследования и разработки, среди регионов Приволжского федерального округа составляла в 2002 году 2,4%, а на общероссийском фоне - 0,3%. 2. Низкий уровень финансирования НИОКР. По показателю затрат на исследования и разработки доля Чувашии среди регионов ПФО в 2002 году составила 0,44%, России - 0,1%. Доля бюджетных затрат на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу составляет 0,1%, в развитых зарубежных странах до 4%. 3. Преимущественное вложение ресурсов в инвестиционные, а не инновационные проекты организаций республики финансовыми институтами и фондами. 4. Все большее отставание от развитых стран из-за низкого технического и технологического уровня производства, снижающее конкурентоспособность продукции, производимой в Чувашской Республике. |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.08.2016 N 325) | ||
Институциональные преобразования | 1. Активная государственная поддержка развития малого бизнеса (до 0,3% в объеме бюджетных затрат). 2. Активность населения в создании малого бизнеса, расширение видов деятельности предпринимателей. Ежегодный рост числа малых предприятий на 16 - 17%. | 1. Неразвитость инвестопроводящих структур. 2. Значительные различия в социально-экономическом развитии муниципальных образований. |
Информационное пространство | 1. Формирование отраслей, связанных с производством, обработкой и транспортировкой информационных ресурсов (программное обеспечение, консалтинговые услуги, новые виды связи и электронные средства массовой информации, программа "Электронное Правительство") 2. Высокие темпы развития информатизации республики. 3. Относительно высокий уровень обеспеченности населения проводной телефонной связью | 1. Несформированность информационных потребностей населения. 2. Недостаток материалов в средствах массовой информации, формирующих нравственность, культуру, патриотизм, любовь к республике. 3. Недостаточно развита инфраструктура рынка телекоммуникационных услуг. 4. Низкий уровень развития информационных услуг. |
Эффективное управление и использование ресурсов | 1. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года. 2. Реализация пилотных проектов общероссийской значимости. В Чувашской Республике успешно апробируются инновации в различных сферах деятельности - управлении общественными финансами, ипотечном строительстве, модернизации системы образования, внедрении семейной медицины и т.д. 3. Внедрение информационных технологий в сферу государственного и местного управления. 4. Кадровый аудит управляющего звена бюджетных организаций | 1. Низкий уровень управленческой культуры. 2. Отсутствие инновационной идеологии. 3. Низкий общий уровень образования в республике, особенно в сельской местности |
Факторы | Возможности | Угрозы |
1 | 2 | 3 |
Уровень технологического развития | 1. Развитие производственно-технологической инновационной инфраструктуры. 2. Формирование саморазвивающейся и самофинансируемой научно-технологической системы. 3. Развитие корпоративной культуры. 4. Экологизация техники, технологий и общественного развития | 1. Отсутствие новых собственных технологий. 2. Уменьшение численности занятых в сфере науки и "утечка мозгов". 3. Возникновение экологических проблем, представляющих угрозу для человека |
Инновационная культура | 1. Преодоление инертности населения, его заинтересованность в инновационном развитии. 2. Массовый прорыв в создании систем управления качеством в организациях в Чувашской Республике, соответствующих международным стандартам. 3. Формирование индустрии "здорового образа жизни". 4. Развитие мотивационной сферы, формирование восприимчивости людьми новых идей | 1. Наличие контрафактной продукции. 2. Низкий общий уровень образования в Чувашской Республике, особенно в сельской местности |
Образование | 1. Наличие учреждений образования, готовящих кадры для отраслей экономики республики. Функционирование отраслевых учреждений дополнительного профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров. 2. Участие в международных и федеральных проектах. 3. Сотрудничество с социальными партнерами | 1. Недостаточная ориентация учреждений профессионального образования на запросы бизнеса. 2. Отсутствие в учреждениях высшего профессионального образования актуальных для промышленности специализаций. 3. Отсутствие системы дистанционного консультирования работников профессионального образования. 4. Отсутствие кадрового прогноза у работодателей |
Инвестиционная привлекательность | 1. Целенаправленно формировать и продвигать имидж республики как региона, привлекательного для инвестиций. 2. Развивать туризм и культурный потенциал. 3. Создать условия для роста инвестиций в промышленность, сельское хозяйство, дорожное строительство, строительство жилья, здравоохранение, образование, туризм. 4. Создание новых отраслей экономики Чувашской Республики | 1. Рост цен на энергетические ресурсы. 2. Противодействие собственников бюджетообразующих предприятий политике преобразований. 3. Финансовый кризис в России. 4. Недостаточный уровень финансовой самостоятельности в решении проблем социально-экономического развития республики. 5. Ухудшение экологической обстановки. |