Элементы моногорода | Вид риска | Характеристика риска |
1 | 2 | 3 |
Население | Риски миграции трудовой силы | отток кадров, прежде всего молодежи в возрасте до 30 лет, имеющих высшее профессиональное образование, и высококвалифицированных работников в крупные города. Таким образом, произойдет не только уменьшение численности трудоспособного населения, а значительное сокращение экономического потенциала, что повлечет за собой превращение города в поселения пенсионеров |
Риски платежеспособности населения | сокращение внешнего спроса на продукцию градообразующих предприятий города и, как следствие, снижение заработной платы и высвобождение работников, что может привести к росту уровня безработицы. Снижение налоговых поступлений. Снижение спроса на услуги малого и среднего бизнеса. Снижение уровня платежей населения за услуги объектов инфраструктуры | |
Риски снижения качества жизни, человеческого капитала моногорода | сокращение численности постоянного населения. Преобладание числа умерших над родившимися. Увеличение числа безработных граждан и уровня безработицы. Снижение уровня среднемесячной заработной платы в городе. Отсутствие современных культурно- досуговых объектов, благоустроенных центров и парков культуры и отдыха | |
Градообразующие предприятия | Инфраструктурные риски | неудовлетворительное техническое состояние объектов инфраструктуры (дороги, трубопроводы, ЛЭП) сдерживает уровень диверсификации производства. Недостаточно развитая система транспортных коммуникаций приводит к увеличению себестоимости продукции градообразующих предприятий |
Технологические риски | уровень износа основных средств. Высокая энергоемкость производства. Ужесточение технических требований в связи с экологическими и прочими нормами | |
Кадровые риски | отток квалифицированных специалистов за пределы города. Снижение уровня жизни работников вследствие оптимизации заработной платы. Старение кадров | |
Потребительские риски | снижение спроса на продукцию градообразующих предприятий. Отток постоянных потребителей продукции к конкурентам из-за изменения потребительских предпочтений, несоблюдения сроков поставки | |
Продуктовые риски | снижение платежеспособного спроса основных потребителей продукции. Снижение качества выпускаемой продукции в результате мер, направленных на снижение себестоимости. Недостаточный ассортимент выпускаемой продукции. Наличие слабой диверсификации производства не позволяет сохранить уровень продаж за счет использования других рыночных сегментов | |
Риски собственников | смена собственников в результате потенциального банкротства может привести к остановке производственной деятельности предприятий | |
Местная промышленность и малый бизнес | Рыночные риски | обострение конкурентной борьбы. Нестабильная работа градообразующих предприятий приведет к ликвидации организаций местной промышленности и малого бизнеса |
Инфраструктурные риски | рост тарифов и налогов, ограничение мощностей инфраструктуры и, как следствие, снижение рентабельности вплоть до убыточности | |
Социальные риски | отток квалифицированных кадров за пределы города. Недостаточный объем знаний и идей у населения для открытия собственного дела. Обострение преступности, объектом деятельности которой становятся организации местной промышленности и малого бизнеса | |
Потребительские риски | снижение платежеспособности населения | |
Инфраструктура | Инфраструктурные риски | высокий износ объектов инфраструктуры. Износ материально-технической базы учреждений жилищно-коммунального хозяйства, культуры, образования и здравоохранения. Недостаточное развитие инфраструктуры (транспортно-логистический комплекс) сдерживает развитие других отраслей экономики (туризм, транспорт, связь, бытовое обслуживание населения) |
Финансовые риски | недостаток бюджетных средств на финансирование объектов инфраструктуры. Рост задолженности населения и предприятий (неплатежи) за использование инфраструктуры | |
Кадровые риски | старение кадров. Дефицит квалифицированных кадров. Отток молодежи, высококвалифицированных специалистов за пределы города | |
Социальные риски | сокращение численности постоянного населения. Увеличение числа безработных граждан и уровня безработицы. Снижение уровня заработной платы. Увеличение количества граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Рост численности семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении. Рост численности семей и детей группы риска. Увеличение числа подростковой преступности | |
Бюджет | Риски собираемости налогов | зависимость от финансового состояния градообразующих предприятий. При ухудшении финансово-экономического состояния градообразующих предприятий и ухудшении их платежеспособности снизится поступление налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, который на 28% зависит от деятельности градообразующих предприятий. |
Снижение уровня заработной платы. При снижении уровня заработной платы в организациях снизится поступление налога на доходы физических лиц в местный бюджет, доля которого в собственных доходах бюджета составляет 34,5% | ||
Кредитный риск | невозможность возврата кредита, полученного в 2008, 2009 годах |
В целях повышения налогового потенциала города проводится работа по повышению собираемости всех доходных источников, прежде всего налоговых, повышению налогового администрирования.
В настоящее время установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации доходные источники закреплены за местными бюджетами на постоянной основе: налог на имущество физических лиц, земельный налог, часть налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога, доходы от использования муниципального имущества и аренды земли в границах поселений.
Налоги, поступающие в бюджет города, не обеспечивают необходимый объем расходов бюджета.
В этих условиях главной задачей политики, проводимой органами местного самоуправления в области доходов местного бюджета, в первую очередь является наращивание доходного потенциала путем совершенствования межбюджетных отношений, а также выявление резервов роста неналоговых поступлений. Исполнение бюджета г. Алатыря по доходам приведено в табл. 13.