Недействующий

 
ДЕПАРТАМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

 от 14 июня 2011 года N 40

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области от 08.11.2018 N 221, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

 (в ред. приказа департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области от 29.04.2014 N 42)

В целях обеспечения методологического единства при разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) Воронежской области (далее - методические рекомендации).

2. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов, городских округов Воронежской области использовать методические рекомендации при разработке, корректировке и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области.

3. Признать утратившим силу приказ департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области от 02.07.2009 N 3 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке комплексных программ (планов) экономического и социального развития муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) Воронежской области в 2009 году".

4. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя руководителя департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области - начальника отдела программного развития Будаева В.Н.

Руководитель департамента
В.М.ТАРАСЕНКО





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 (в ред. приказа департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области от 29.04.2014 N 42)

Введение


Методические рекомендации разработаны в целях создания условий для внедрения современных механизмов управления муниципальными образованиями, для обеспечения единого методологического, методического, организационного, правового подхода при разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования (далее - МО) разрабатывается в соответствии с требованиями главы 8 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является директивным документом, представляющим собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных для муниципального образования задач.

Программа комплексного социально-экономического развития МО (далее - Программа) является инструментом реализации Стратегии социально-экономического развития МО (далее - Стратегия). В связи с этим цели и задачи Программы МО должны быть согласованы с основными направлениями и приоритетами стратегии социально-экономического развития Воронежской области и Стратегии МО.

Программа разрабатывается с учетом требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Воронежской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, целей и задач программы социально-экономического развития Воронежской области, а также важнейших целеполагающих документов, определяющих условия социально-экономического развития в регионе.

Программа разрабатывается на долгосрочный период (3 - 5 лет).

Основной целью Программы является достижение эффективного использования конкурентных преимуществ местного природного, производственного и человеческого потенциала для повышения уровня и качества жизни населения и ликвидации возможных будущих угроз, что необходимо для устойчивого развития муниципального образования.

В Программе должны быть определены приоритетные задачи социально-экономического развития в экономике, социальной сфере, сфере муниципального управления.

Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы отражаются в паспорте программы социально-экономического развития МО, содержащем краткие сведения по установленной форме.

Типовой макет Программы приводится в приложении.

1. Организационно-подготовительный этап


Муниципальным заказчиком Программы является администрация муниципального образования.

Глава администрации МО создает рабочую группу по разработке комплексной программы и утверждает календарный график работы над комплексной программой. В состав рабочей группы целесообразно включать ведущих специалистов структурных подразделений местной администрации, представителей бизнес-сообщества, а также специалистов научных организаций и отдельных ведомств, имеющих опыт в разработке документов программно-целевого планирования.

Муниципальный заказчик Программы осуществляет сбор предложений от структурных подразделений администрации муниципального образования, организаций, хозяйствующих субъектов и населения. На данном этапе рекомендуется через средства массовой информации (газеты, Интернет, радио и пр.) провести информирование о сборе предложений по Программе с указанием конечных дат и контактных данных.

При необходимости запрашивается информация из территориальных органов федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления поселений.

Определение объемов финансирования мероприятий Программ осуществляется совместно со специалистами государственных заказчиков областных целевых программ - сотрудниками ИОГВ области.

Муниципальный заказчик проводит согласование проекта Программы с заинтересованными предприятиями, организациями, хозяйствующими субъектами на предмет учета их возможностей по развитию конкретной территории.

Финансирование работ по разработке комплексной программы осуществляется за счет средств местного бюджета.

2. Характеристика социально-экономического положения муниципального образования


Характеристика социально-экономического положения муниципального образования должна давать полное представление о муниципальном образовании и его природном, производственном, финансовом и трудовом потенциале, ключевых социально-экономических проблемах и конкурентных преимуществах муниципального образования.

2.1. Общие сведения о муниципальном образовании


В данном разделе приводится общая информация о муниципальном образовании с данными о географическом положении, природных ресурсах и численности населения (в т.ч. по населенным пунктам), главных транспортных магистралях, проходящих через (вблизи) муниципального образования и другая существенная информация по рассматриваемому аспекту.

2.2. Анализ социально-экономического положения


Анализ изменения социально-экономического положения муниципального образования за предшествующий период (не менее трех лет) следует проводить по следующим направлениям:

1) демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);

2) социальная сфера (образование, здравоохранение, культура, спорт);

3) занятость, доходы и уровень жизни населения;

4) производство в разрезе основных отраслевых групп и ключевых субъектов экономики;

5) сфера обслуживания и общественное питание, торговля, связь и общественный транспорт;

6) жилье, жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство;

7) инвестиции в производство, сферу услуг и инфраструктуру;

8) малое предпринимательство;

9) межрайонная кооперация и межрегиональные связи;

10) бюджет и межбюджетные отношения;

11) использование муниципальной земли и имущества;

12) общественная и экологическая безопасность;

13) прочее.

Для более объективной оценки необходимо провести сравнительный анализ с социально-экономическим положением муниципальных образований - соседей муниципального района.

Качественно проведенный анализ социально-экономического положения муниципального образования позволит оценить свой потенциал и степень его использования. Сравнительная характеристика выявит имеющиеся ресурсы и перспективы развития.

2.3. SWOT-анализ


Данный раздел важен для определения стратегических целей и задач социально-экономического развития муниципального образования. В рамках SWOT-анализа определяются сильные, слабые стороны развития муниципального образования, а также потенциальные возможности и угрозы.

SWOT-анализ позволяет четко выделить и структурировать факторы развития. Аббревиатура SWOT образована начальными буквами английских слов, означающих - сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и опасности (Threats).

При оценке состояния муниципального объединения с позиции исполнения возложенных полномочий и дальнейшего перспективного развития необходимо ответить на следующие вопросы:

- Каковы сильные стороны и преимущества данного МО по сравнению с другими МО области?

- В чем слабые стороны данного МО, чем оно уступает потенциальным конкурентам - другим МО в области?

- Какие благоприятные возможности существуют для развития МО?

- Какие потенциальные опасности наиболее вероятны для его развития в будущем?

На первом этапе SWOT-анализа оценивается сложившаяся на данный момент ситуация по выбранным для МО приоритетным факторам, приведенным в таблице 1 типового макета.

На втором этапе SWOT-анализа рассматривается возможное развитие событий во внешнем окружении и внутренней среде МО, выявляются перспективные возможности и опасности. При этом принимаются во внимание процессы, отраженные в таблице 2 типового макета.

Одним из основополагающих принципов анализа является положение об относительности преимуществ и недостатков. То, что сегодня является недостатком, может при определенных обстоятельствах стать решающим преимуществом. Так, периферийное расположение - недостаток сельского МО, но после строительства автодороги оно может стать экономическим центром или маршрутом для развития.

В ходе SWOT-анализа должны быть найдены проекты и идеи превращения недостатков в преимущества, варианты лучшего использования имеющихся преимуществ.

Значительно влияет на развитие МО состояние и развитие транспортной сети. Транспорт увеличивает доступность, расширяет объемы потоков людей и товаров, что сказывается на экономике муниципального образования.

На будущее МО и расположенных на его территории поселений оказывает влияние развитие региональной инженерной инфраструктуры. Появление новых дополнительных источников энергии и газораспределительных систем влечет изменение в перспективах экономики.

Первая пара характеристик SWOT-анализа - слабые и сильные стороны - отражает преимущественно внутреннее состояние объекта в зафиксированном состоянии.

Вторая пара SWOT-анализа - возможности и опасности - характеризует внешнюю среду и тенденции развития, обеспечивает "взгляд в будущее". Такое сочетание позволяет провести классификацию сильных и слабых сторон, выбрав те, которые могут быть наилучшим образом реализованы с учетом имеющихся внешних возможностей, и те, которые нуждаются в укреплении или перестают быть сильными с учетом внешних угроз.

На третьем этапе SWOT-анализа производится оценка уровня текущего и перспективного развития МО с учетом внешних факторов. Для этого изучается взаимодействие внешних и внутренних факторов:

1) благоприятные внешние условия и сильные внутренние факторы. Эта пара - возможности и сильные стороны - характеризует сильные стороны МО;

2) неблагоприятные внешние условия и сильные внутренние факторы. Эта пара - опасности и сильные стороны - характеризует возможности функционирования МО в неблагоприятных для него условиях;

3) благоприятные внешние условия и слабые внутренние факторы. Эта пара характеристик SWOT-анализа - возможности и слабые стороны - отражает преимущественно внутреннее состояние МО в статике, его слабости;

4) неблагоприятные внешние условия и слабые внутренние факторы. Эта пара SWOT-анализа - опасности и слабые стороны - характеризует внешнюю среду, ее отрицательные для МО тенденции, ожидаемые трудности развития.

Характеристика сочетаний внешних и внутренних факторов может быть представлена в виде таблицы 3 типового макета.

2.4. Основные проблемы социально-экономического развития и конкурентные преимущества муниципального образования


Особое внимание при подготовке раздела рекомендуем уделить анализу проблем, решение которых должно составить основное содержание комплексной программы.

Количественная характеристика проблем приводится в табличной форме (таблица 4 типового макета).

Отбор проблем для программной разработки и решения на местном уровне определяется следующими критериями:

- соответствие приоритетам социально-экономического развития МО;

- соответствие полномочиям органов местного самоуправления и действующему законодательству;

- значимость проблемы, комплексный, в том числе межотраслевой, характер;

- направленность на реформирование отрасли, достижение качественно нового уровня развития, в том числе повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг, снижение расходов на их оказание;

- невозможность эффективного решения данных проблем в приемлемые сроки за счет использования действующих механизмов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»