Численность инвалидов в Курганской области на 1 января 2016 года составляет более 81 тыс. человек, более 3 тыс. из них (3224 чел.) - это дети.
Синдром аутизма у ребенка является нарушением развития нервной системы. Сегодня нет единого мнения о причине, вызывающей эту болезнь. Имеют место теории от генной предрасположенности (если у родителей есть больной ребенок, то вероятность рождения второго ребенка с подобным диагнозом доходит до 20 - 30%) до влияния низкой массы тела новорожденного (у детей с низкой массой тела симптомы аутистического расстройства встречаются в несколько раз чаще).
Известно, что детский аутизм как феномен проявляется в разнообразных формах при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, но основной симптомокомплекс аутичного поведения составляет триада нарушений:
- нарушения социального взаимодействия;
- трудности взаимной коммуникации;
- эмоциональная дефицитарность и наличие патологически привычных действий, т.е. стереотипного поведения.
И хотя для детей с аутистическими проявлениями характерны схожие формы нарушений эмоционально-аффективной сферы и формы социального взаимодействия, компенсаторные возможности каждого ребенка индивидуальны и зависят от множества факторов (степени органического поражения центральной нервной системы, тяжести коммуникативного барьера и коррекционно-средовых условий обучения и воспитания ребенка).
Атипичный признак развития проявляется в возрасте около двух лет. В этом возрасте болезнь начинает прогрессировать, что приводит к постепенному отставанию развития, особенно развития речи, затрудняется общение с окружающими, особенно с детьми, ребенок с РАС не реагирует на обращение, уходит в себя. Раннее начало лечебно-коррекционных мероприятий значительно улучшает состояние и прогноз развития ребенка с аутизмом. Если начать лечебную терапию в раннем возрасте, можно добиться заметных улучшений в развитии большинства детей с РАС.
Вместе с тем педиатры, недостаточно знакомые с ранними проявлениями аутизма, убеждают родителей в том, что их тревога по поводу социальных и коммуникационных навыков младенцев и младших дошкольников - результат отсутствия знаний о развитии детей. Неготовность специалистов к поставке диагноза в раннем возрасте приводит к серьезной задержке с включением ребенка в систему ранней помощи.
В этой связи очевидна проблема осведомленности и ответственности медицинских работников детских поликлиник и педагогов детских садов в части раннего выявления ребенка с особенностями коммуникативного развития и информирования его родителей о возможных трудностях и необходимости специального консультирования.
В целях раннего выявления отклонений в состоянии здоровья детей в возрасте первых трех лет жизни врачами-педиатрами медицинских организаций в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи проводятся:
- динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей;
- первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;
- профилактические осмотры детей раннего возраста, в том числе диспансерное (профилактическое) наблюдение ребенка первого года жизни с соблюдением стандарта наблюдения;