Численность инвалидов в Российской Федерации на 1 января 2016 года составляет около 13 миллионов человек (около 8,8% населения) и продолжает расти, число маломобильных граждан - более 40 миллионов человек.
В Курганской области проживает более 81000 инвалидов, из них более 3000 - дети.
Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Практика показывает, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, не могут адекватно сделать выбор профиля обучения. Некоторые из них вообще лишены возможности определить свою будущую профессию и нуждаются в развитии специфических навыков. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер.
Противоречие между декларированием предоставления равных прав и возможностей обучения и воспитания детям-инвалидам и их практическим внедрением в жизнь приводит к тому, что такие дети сложно адаптируются в жизненном и образовательном пространстве. Возникающие в такой ситуации проблемы способны повлечь за собой тяжелые последствия для молодой формирующейся личности, породить чувство собственной неполноценности, ущербности.
Для детей-инвалидов и воспитывающих их семей характерны социальная и пространственная изоляция, обусловленная наличием "барьеров инвалидности", и психологическая изоляция в силу равнодушного или отторгающего отношения окружающих к детям-инвалидам и самоизоляции самих семьей. Кроме того, отмечается их низкая социальная включенность в сферу образования и занятости, малая доступность публичных социальных услуг, дефицит реабилитационных услуг, несвоевременность и низкое качество медико-социальной реабилитации и абилитации, зависимость реализации права на реабилитацию и абилитацию детей-инвалидов от места жительства и социального статуса семьи.
Среди наиболее волнующих и актуальных проблем можно выделить такие, как воспитание и получение качественного образования, повышение культурного уровня, сохранение здоровья, выбор и получение профессии, адекватной здоровью, дальнейшее трудоустройство на рынке труда.
В Курганской области ежегодно осуществляется мониторинг положения детей-инвалидов, актуализируется региональный банк данных о детях-инвалидах.
Статистические данные государственной отчетности за 2013 - 2015 годы по общей заболеваемости, инвалидности детей подчеркивают актуальность проблемы медико-социальной помощи, в том числе реабилитационной детям-инвалидам и их семьям.
По данным Департамента здравоохранения Курганской области на 1 января 2016 года зарегистрировано 3224 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 17 лет включительно (2014 год - 3234, 2013 год - 3153 ребенка).
Наименование показателя | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
Показатель детской инвалидности, случай на 10 тысяч детей | 183,8 | 188,5 | 182,6 |
Показатель впервые выявленной детской инвалидности, случай на 10 тысяч детей | 28,7 | 24,0 | 26,2 |
Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в семье (процент) | 73,3 | 85,6 | 73,0 |
Удельный вес детей-инвалидов, проживающих в интернатных организациях (процент) | 26,7 | 14,4 | 27 |
В 2015 году наибольшее число детей-инвалидов насчитывается в возрастной группе от 10 до 14 лет - 34% (в 2014 году - в возрастной группе от 5 до 9 лет - 32%, в 2013 году - 32,3%), преобладают лица мужского пола (58%).
Структура заболеваний, обусловивших инвалидность у детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно, в 2015 году осталась без изменений:
на I месте - психические заболевания и расстройства поведения - 35% (2014 год - 32%, 2013 год - 32,4%);
на II месте - болезни нервной системы - 21% (2014 год - 21%, 2013 год - 21%);