Образование
Единое образовательное пространство республики включает в себя 700 образовательных учреждений различных видов и типов, в которых обучается свыше 158 тысяч человек.
За период реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы возросло качество образования, его доступность и эффективность.
В сфере дошкольного образования услуги предоставляют 231 образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из которых 130 расположено в городах и поселках городского типа и 101 - в сельской местности, с контингентом воспитанников 24,931 тыс. человек, что составляет 54,2% от численности детей соответствующего возраста. Воспитанием, обучением, развитием и обслуживанием детей дошкольного возраста в республике занимаются свыше 6 тыс. человек, из них - 3073 педагога, большая часть которых (71,6%) имеет высшее образование.
В республике решаются задачи по увеличению охвата образовательными услугами детей дошкольного возраста и сокращению очередности в дошкольные образовательные учреждения. В 2010 году в республике функционировало 294 группы кратковременного пребывания детей с численностью 2950 детей в возрасте от 3 до 7 лет, около 3000 детей были охвачены другими вариативными формами дошкольного образования, что позволило увеличить число детей дошкольного возраста, охваченных организованными формами воспитания, до 66 процентов.
В 2006 - 2010 годах продолжалось развитие системы общего образования. Демографические и миграционные процессы в наибольшей степени затрагивают систему общего образования в Республике Мордовия. За последние пять лет контингент школьников сократился более чем на 13 тыс., из которых около 9 тыс. - в сельской местности. Число общеобразовательных учреждений за пять лет сократилось на 216, на 3,9 тыс. человек уменьшилось число работающих в них учителей.
В 2010 - 2011 учебном году в сфере общего образования функционировало 458 учреждений, из которых 452 дневных общеобразовательных учреждения и 6 вечерних школ.
Существующая сеть позволяет удовлетворить образовательные потребности различных категорий и групп жителей республики. Особое внимание уделяется формированию системы целенаправленной работы с одаренными детьми. Так, в 2010 году в г. Саранске был открыт Республиканский лицей - Центр для одаренных детей.
Несмотря на то, что в республике удалось улучшить техническое состояние и благоустройство зданий (Приложение 13), доля общеобразовательных учреждений, требующих капитального ремонта, остается достаточно высокой - 24,5% (в среднем по стране - 22,6%). Доля общеобразовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства, также ниже общероссийского показателя (в Республике Мордовия - 60,5%, в России - 69,4 процента).
В республике функционирует 119 учреждений дополнительного образования детей различной направленности, в которых обучается более 64 тыс. школьников. Проводится работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В системе образования республики функционируют 14 детских домов и школ-интернатов, в которых обучается и воспитывается 1650 детей, в том числе 516 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные показатели развития профессионального образования в Республике Мордовия представлены в таблице 1.14.