Объем услуг | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Регион | ||||||
Российская Федерация | 3181,5 | 3985,2 | 4615,6 | 6182 | 6505 | 7375 |
Приволжский федеральный округ | 2187,6 | 2835,2 | 3365,4 | 4567 | 4982 | 5512,1 |
Республика Мордовия | 1812,4 | 2298,0 | 2862,5 | 3516,5 | 3896,4 | 4417,6 |
Показатели, характеризующие финансовое состояние организаций транспорта и связи приведены в Приложении 18.
Инвестиции в основной капитал по виду деятельности "Транспорт и связь" за 2006 - 2010 годы составили в фактических ценах 1,72 млрд. руб. или 13,3% от общего объема инвестиций в основной капитал в Республике Мордовия (Приложение 18). Было построено и отремонтировано 224,2 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 598 пог. м мостов, проложено 338,5 км международных кабельных линий связи.
По развитию транспортной инфраструктуры Республика Мордовия находится на одном из первых мест в Приволжском федеральном округе (Приложение 19). Регион располагает развитой сетью железных дорог общего пользования, их эксплуатационная длина - 544 км, из них электрифицировано более 60 процентов. По железным дорогам Республики Мордовия осуществляются транспортные связи Центра и Юга России с регионами Поволжья, с Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком. По территории республики проходит 6,2 тысяч км автомобильных дорог, из них более 4,5 тысяч км (81,5%) с твердым покрытием. Из общей протяженности автодорог - около 400 км - это федеральные автодороги (М-5 "Урал" Москва - Самара - Уфа - Челябинск, 1Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Пенза - Саратов). Через аэропорт г. Саранска проходят внутренние воздушные линии.
В 2006 - 2010 годах железнодорожным транспортом Республики Мордовия перевезено 16,6 млн. т грузов и 10,5 млн. пассажиров, автомобильным (в т.ч. автобусным) транспортом - 21,1 млн. т грузов и 176,9 млн. пассажиров. Объем перевозок грузов транспортом общего пользования в 2010 году по сравнению с 2006 годом вырос почти в 2 раза, объем перевозок пассажиров всеми видами транспорта, кроме воздушного сократился. Грузо- и пассажирооборот автомобильного (автобусного) транспорта общего пользования за 2006 - 2010 годы составил 1186 млн. т-км и 1891 млн. пасс-км (Приложение 20).
Отрасль связи в республике представлена почтовой, телефонной связью и Интернет, операторами мобильной связи, организациями, предоставляющими услуги радиосвязи, кабельного и цифрового телевидения, радио- и телевещания. В республике обеспечен повсеместный доступ к услугам связи за счет внедрения универсальных с использованием таксофонов и пунктов коллективного доступа, высок уровень телефонизации домохозяйств и цифровизации местной сети.
Число телефонных станций городской сети в 2010 году составило 102 единицы, сельской - 368 единиц. Емкость телефонных станций сети общего пользования увеличена до 335 тыс. номеров. Число телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования достигло 251,4 тыс. шт. (в том числе в сельской сети 72,5 тыс. шт.), число таксофонов городской и сельской телефонной сети - 1,5 тыс. штук.
За период 2006 - 2010 годов организациями почтовой связи Республики Мордовия отправлено 25 млн. писем, 58 млн. экземпляров газет и журналов, 295 тыс. посылок, 246 тыс. телеграмм, 27,2 млн. ед. денежных переводов и пенсионных выплат.
Доходы от услуг связи общего пользования в Республике Мордовия составили 18,5 млрд. руб., увеличившись в 2010 году по сравнению с 2006 годом в сопоставимых ценах в 1,6 раза.
В Республике Мордовия создана и продолжает развиваться единая телекоммуникационная сеть органов государственной власти. В настоящее время к сети подключены все органы государственной власти Республики Мордовия.
Реализация национального проекта "Образование" обеспечила подключение школ к сети Интернет. По числу персональных компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет, на 100 учащихся Республика Мордовия является лидером в Приволжском федеральном округе.
Факторами, сдерживающими распространение современных информационно-коммуникационных технологий в Республике Мордовия, являются более низкий, чем в среднем по России уровень урбанизации; сравнительно невысокая плотность населения; его ограниченная покупательная способность.
В развитии и функционировании транспортной инфраструктуры республики также имеется ряд проблем:
- несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту транспортных расходов и снижению скорости движения (в первую очередь, в г. Саранске);