Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ, ВКЛЮЧАЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИ ОФОРМЛЕНИИ В СОБСТВЕННОСТЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА 2015-2017 ГОДЫ" (с изменениями на: 27.07.2015)

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Важнейшая задача сельского хозяйства страны - обеспечение ее продовольственной безопасности. Основой сельскохозяйственного производства, призванного обеспечить эту безопасность, являются земли сельскохозяйственного назначения.

Земельная реформа, начавшаяся в 1991 году, установила введение в регионе, как и в России, частной собственности на землю и наделение всех жителей села землей. В ходе ее реализации были реорганизованы крупные коллективные сельскохозяйственные предприятия, а их работники и ряд других категорий жителей села получили право собственности на земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения реорганизуемых хозяйств.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" колхозы и совхозы должны были наделить членов реорганизуемых хозяйств земельными паями (долями), которые в свою очередь могли распорядиться полученными паями. Однако длительный процесс принятия Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", плохая информированность сельского населения, отсутствие должной государственной поддержки проведения земельной реформы и другие причины не позволили полностью реализовать поставленную задачу.

Через двадцать лет после начала земельной реформы в целом по России из 12 млн. собственников земельных долей, владеющих 115 млн. га сельскохозяйственных угодий, только 1,4 млн. этих собственников, владеющих 18 млн. га, прошли кадастровый учет и государственную регистрацию своих прав на землю, выделили свои земельные доли в натуре для создания фермерских и личных подсобных хозяйств или передали их в уставные капиталы (фонды) сельскохозяйственным организациям.

На 1 января 2015 года общая площадь оформленных и зарегистрированных в Росреестре прав на земельные участки выделенных в счет земельных долей составило 167,8 тыс. га, неоформленных, то есть в земельных долях осталось 411,6 тыс. га.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области по состоянию на 1 января 2014 года площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, составляет 36,0 тыс. га, сельхозугодий 19,4 тыс. га, из них пашня занимает 15,3 тыс. га, сенокосы и пастбища - 3,8 тыс. га.

Однако значительное количество субъектов малого предпринимательства используют земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, а также из приобретенных или арендованных с правом выкупа земельных долей без регистрации на них права собственности. В результате отсутствия государственной регистрации складывается такая ситуация, когда ни собственник земельной доли, ни фактический пользователь земельных участков, образованных в счет земельных долей, не несут ответственности за эффективное использование земельных участков. Кроме того, немалое количество земельных долей являются невостребованными, и земельные участки, состоящие из них, вообще не используются по целевому назначению.

Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, состоящих из невостребованных земельных долей, приводит к потере значительного количества сельскохозяйственной продукции и непоступлению земельных платежей в бюджеты всех уровней.

Субъекты малых форм хозяйствования в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году произвели: 7,6% зерновых культур, 88,3% картофеля, 90,9% овощей, 32,6% мяса и 28,2% молока и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.

В 2014 году субъектами малых форм хозяйствования Костромской области произведено продукции сельского хозяйства (в фактически действующих ценах) на 11661,6 млн. руб. Удельный вес субъектов малых форм хозяйствования в областном валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет 61,0%.