В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и Перечнем поручений по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам регионального развития по вопросу "О задачах субъектов Российской Федерации по снятию административных барьеров в строительстве" 15 июля 2010 г. в Волгограде определена необходимость разработки документов территориального планирования для муниципальных образований (генеральных планов).
Генеральные планы являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, согласно пункту 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ "не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования".
Отсутствие генплана - это не только факт принятия непродуманных хозяйственных решений с опасными последствиями, но и невозможность легитимных решений по землеотводу, по резервированию земли для муниципальных нужд и просто по подготовке и формированию земельных участков.
Градостроительной документацией определяются не только условия благоприятного проживания населения, но и вопросы нарушения частных интересов, границ, изменения функций, размещения отдельных сооружений на землях общего пользования и тому подобные вопросы.
В отсутствие градостроительных проектов, без профессиональной проработки принимаются хозяйственные решения с негативными последствиями. Размещение новых, не предусмотренных генпланом объектов привлекает дополнительное количество транспорта при отсутствии возможности устройства стоянок, требует дополнительных мощностей инженерной инфраструктуры при отсутствии резервов, усугубляет экологическую напряженность, вызывает неприятие жителей и т.д.
Сложные экономические условия не позволяют органам местного самоуправления полноценно выделять средства на разработку документов территориального планирования.
Кроме того, значительное количество населенных пунктов расположено в особо охраняемых природных территориях Волгоградской области, перечень которых утвержден постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 4 июля 2006 года N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области". Наличие генеральных планов, где будут четко определены функциональные и территориальные зоны со своими градостроительными регламентами, позволит сохранить природные ландшафты.
Развитие ряда населенных пунктов в муниципальных районах Волгоградской области будет определено в генеральном плане в соответствии с регламентами природных парков "Нижнехоперский", "Донской", "Эльтонский", "Усть-Медведицкий", "Цимлянские пески", "Волго-Ахтубинская пойма".
Наличие генеральных планов позволит разрабатывать дальнейшую градостроительную документацию - проекты планировки, проекты межевания, упростит формирование и выдачу градостроительных планов.
В связи с разработкой отраслевых схем на уровне Российской Федерации (газопровод "Южный поток"), новых инвестиционных проектов на территории Волгоградской области, появлением объектов капитального строительства регионального значения, принятием на региональном уровне решений о формировании территорий и присвоением им статуса особо охраняемых природных территорий (ООПТ) требуется внесение изменений в Схему территориального планирования Волгоградской области.
Вся накапливаемая градостроительная документация требует систематизации, учета и хранения. Статьями 56, 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено создание и ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Реализация Программы будет содействовать созданию и ведению региональной информационной системы обеспечения территориального планирования и развития Волгоградской области и муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности как инструментов проведения единообразной государственной и муниципальной политики в сфере обеспечения устойчивого пространственного развития территории Волгоградской области и входящих в ее состав муниципальных образований.
В настоящее время появилась возможность на практике внедрять механизмы регулирования использования и застройки территории поселений, применяя систематизированные и достоверные сведения о состоянии территории; о территориальном зонировании, о правовом режиме использования территорий из региональной информационной системы обеспечения территориального планирования и развития Волгоградской области.